Волгоград расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется более чем на 70 км. по её правому берегу. От г.Волгоград начинается Волго-Донской судоходный канал им. В.И.Ленина.
Поселение известно, предположительно с 1555; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589. Своё название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу; в основе названия лежат, вероятно, татарские слова сари - су - жёлтая река или сари - чин - жёлтый остров, т.к. русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на о.Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке (переволоки) Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек, бродивших по Волге. В начале XVIIв. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги воеводой М. Соловцовым. Под защиту крепости становились торговые и посольские суда Персии, Бухары, Индии и других стран. В 1606 г. при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки, провозгласившие здесь одного из своих товарищей царевичем Петром, сыном царя Фёдора Иоанновича; отсюда казаки намеревались идти на Москву, но смерть Лжедмитрия изменила их решение. В 1667-72 г.г. царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1691 г. в Царицыне учреждена таможня, здесь шла оживлённая торговля солью и рыбой. В 1707 г. донские казаки под предводительством Василия Булавина и Игнатия Некрасова взяли город, но скоро были изгнаны прибывшими из Астрахани войсками правительства. В 1722 и 1723 г. Царицын посетил Пётр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1727 г. Царицын был снова истреблён пожаром. В 1731 г. в связи с учреждением волжского казачества Царицын был сильно укреплён и стал центром военной линии от Волги к Дону.
В 1768-69 г.г. город посетили академики И.И.Лепёхин, П.С.Паллас, С.Г.Гмелин, составившие описание Царицына, его окрестностей и природных ресурсов края. В 1774 г. город два раза был осаждён Е. И.Пугачёвым, но без успеха. В 1708 г. Царицын приписан к Казанской губернии, с 1719 г. - к Астраханской, с 1773 г. - в Саратовском наместничестве. С 1780 г. - уездный город Саратовского наместничества (затем - губернии).
В начале XIX в. В Царицыне возникла мелкая промышленность (3 кирпичных, 2 свечных, горчичный и пивной заводы). Через Царицын пролегли 5 почтовых дорог: московская, астраханская, саратовская, черкасская и царёвская. В 1862 г. вступила в строй Волго-Донская железная дорога (Царицын - Калач-на-Дону), в 1879 г. - на Грязи и далее на Москву, в 1897 г. - на Северный Кавказ (через Тихорецк), в 1900 г. - на Донбасс. В Царицыне находились агентства многих пароходных компаний. В 1880 г. вступил в строй нефтеперерабатывающий комплекс фирмы «Нобель» и строились крупнейшие в России нефтехранилища. Развиваются судостроение (керосиноналивные баржи большой ёмкости), деревообрабатывающая промышленность. В начале XX в. в Царицыне действовали свыше 230 фабрик и заводов (15 лесопильных, 2 мукомольных, 4 чугунолитейных и механических, 5 горчичных и солемольных и др.), банки, банкирские конторы. Быстрый рост Царицына в конце XIX в. отразился на его внешнем облике: появилось много новых домов, магазинов, гостиницы, рестораны, несколько клубов. Царицын был телефонизирован. В 1913 г. в Царицыне появился трамвай; в центральной части установлены первые электрические фонари; были открыты 10 православных церквей и 1 лютеранская, православный женский монастырь, мужская и женская гимназии, ремесленное и городское училища, 2 общественные библиотеки, 5 типографий, 2 больницы, 2 амбулатории, земская лечебница для животных, общество врачей, бактериологическая лаборатория, метеорологическая станция; проводились 3 летние ярмарки, а также базары, особенно оживлённые зимой. Торговля носила транзитный характер: с Волги шли грузы по железным дорогам в Центральную Россию, на Дон и Предкавказье; главные предметы торговли: нефть, керосин, хлеб, лесоматериалы, рыба, соль, летом - арбузы; многочисленные, грузы шли по реке.
В Царицыне в разное время бывали учёные В.В.Докучаев, Д.И.Менделеев. И.И.Мечников, писатели М.Горький. А.И.Куприн, В.Г.Короленко, художники Г.Г. и Н.Г.Чернецовы, композитор П.И.Чайковский. Большими культурными событиями были гастроли актёров М.Г.Савиной, М.П.Садовского, А.И.Южина, П.Н.Орленева, М.В.Дальского, Ф.И.Шаляпина. В 1858 г. проездом в Царицыне побывал французский писатель Александр Дюма.
Во время Гражданской войны 1918-20 г.г. в Царицыне происходили ожесточённые бои. С 1920 г. Царицын - центр Царицынской губернии. В 1925 г. город был переименован в Сталинград. В 1928 г. - центр округа в составе Нижневолжской области, в 1932 г. - центр Нижневолжского края. В 1934 г., после разделения Нижневолжского края на Саратовский и Сталинградский, Сталинград стал центром последнего. С 1936 г. Сталинградский край преобразован в Сталинградскую область.
В годы первых пятилеток были реконструированы старые и построено свыше 50 новых заводов, в т.ч. первый в стране тракторный (1930 г.), СталГРЭС, судоверфь. В 1940 г. в Сталинграде насчитывалось 126 предприятий. Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и в самом Сталинграде с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. происходила одна из важнейших битв 2-й мировой войны - Сталинградская, ставшая переломным этапом войны. В 1961 г. город переименован в Волгоград.
Сталинград был почти полностью разрушен в 1942-43 г.г., в послевоенные годы выстроен заново. По генеральному плану 1945 г. сохранил исторически сложившуюся линейную систему планировки, причём прибрежная часть была освобождена от промышленных сооружений, складов и т. п., отрезавших жилые районы от реки. На северо-востоке Волгоград замыкает Волжская ГЭС (в г. Волжском), на юго-западе - Волго-Донской судоходный канал, построенный в 1952 г. Центр современного Волгограда образован системой площадей и бульваров, размещённых по одной оси перпендикулярно Волге, - привокзальная площадь, ул. Гоголя, площадь Павших борцов, Аллея Героев, завершённая парадной гранитной лестницей, спускающейся на набережную (1952-53 г.г.). Остальная территория Волгограда разделена на районы, связанные продольными транспортными магистралями. С 1958 г. ведётся застройка микрорайонами. В ознаменование победы в Битве на Волге в Волгограде в 1963-67 г.г. создан памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (скульптор Е.В.Вучетич и др.). На склонах кургана разбит парк. Исторические места г. Волгограда: Дом Павлова, площадь Павших борцов, площадь Победы. На западных окраинах Волгограда создан заслон из зелёных насаждений, сдерживающий силу горячих летних ветров.
Достопримечательности города:
Музей-панорама "Сталинградская битва"
Музей «Сталинградская битва» считается крупнейшим в России комплексом, всецело посвященным битве при Сталинграде. Свои двери он открыл в июле 1982 года. Изначально планировалось включить его в состав Мамаева кургана, но идею не поддержали, и потому музей-панорама «обосновался» на Гвардейской площади. Здесь же находятся дом Павлова, стела-штык и руины мельницы Грудинина. Здание музея необычно - оно имеетформу гиперболоида вращения. Среди музейных экспонатов много боевой техники.
Комсомольский сад
Недалеко от площади Павших Борцов находится Комсомольский сад - один из самых больших в городе. В былые времена здесь располагалось самое крупное кладбище в Царицыне (так назывался Волгоград до 1925 года) и Скорбященская церковь. Рождение сада датируется 1906 годом. К сожалению, Вторая мировая война не пощадила и его: до сегодняшнего дня смогли уцелеть не все старинные особняки царских и советских времен. На память о прошлом здесь стоит пожарная каланча, здание 21 женской гимназии (ныне школа №83), дом науки и искусств.
Мамаев Курган
Волгоград носит звание города-героя, потому здесь так много памятников Великой Отечественной войны. В их числе - знаменитый Мамаев курган - масштабный мемориальный комплекс, посвященный победе наших дедов. Целых 8 лет (с 1959 по 1967 года) понадобилось на то, чтобы возвести этот символ Сталинградской битвы. В настоящий момент композиция Мамаева кургана состоит из 11 монументов, среди них - площадь «Стоявших насмерть», площадь Скорби с памятником «Скорбящая мать», монумент «Родина-мать зовет!», воинское мемориальное кладбище и храм Всех Святых.
Танцующий мост
Удивительно, но факт: в Волгограде есть уникальный «танцующий» мост, который соединяет два берега Волги и является важным для города объектом транспортного узла. На его строительство ушло почти 15 лет. Однако необычное свойство моста - не задумка проектировщиков. В мае 2010 года его даже перекрывали, потому что амплитуда колебаний превысила допустимую норму и достигла 1,5 метров. «Танец» моста можно было видеть невооруженным глазом! Эксперты негодуют, потому что проверка не выявила никаких трещин и деформаций. Объяснить природу «поведения» моста не могут до сих пор.
Сарпинский остров
Это самый большой речной остров в Европе (ширина - 18 км, длина - 20 км). Находится он на Волге, напротив Волгограда. За время своего существования остров оброс легендами; говорят, что где-то здесь хранится клад Степана Разина. Однако остров не безлюден: на нем есть села, хутора и даже базы отдыха. Богата его флора и фауна, которые насчитывают более 300 видов. Если повезет, то вы встретите здесь болотную черепаху и крысу-выхухоль. С наступлением теплых деньков из Волгограда до острова можно добраться на речном трамвайчике.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
К новости пока нет комментариев, но Вы можете оставить свой!
30 марта головному судну серии трехпалубных пассажирских речных судов проекта 588 теплоходу «Валерий Чкалов» исполнилось 62 года. Есть один любопытный момент из истории судов этого проекта. Как известно, серия получила название «Родина», хотя одноименный теплоход был лишь пятым введенным в работу. Почему же так получилось? Есть версия, что судно «Родина», носящая ныне имя «Святая Русь» и введенная в эксплуатацию летом 1955 года, должна была стать головным судном, а «Чкалов» только вторым. Но из-за возникших проблем, характер которых не уточняется, сдачу судна отложили. Но есть и альтернативная версия того, «почему попал Дантес, а памятник Пушкину поставили». В феврале 1954 года Валерию Павловичу Чкалову исполнилось 50 лет и под круглую дату название «Родина» на борту судна поменяли на имя героя Советского Союза.