count 88x31px
Главная » Статьи » История флота » Развитие судоходства на Волге

Информация к статье

Волжское судоходство - история и современность

"Главная улица России" - так долгое время называли Волгу. Великая русская река выполняла основную транспортную роль в государстве.

Сведения о том, что Волгой как "движущейся дорогой" пользовались народы и племена, живущие по берегам реки, уходят в далекое прошлое. С историей заселения Волги, появлением городов стало развиваться судоходство: славянское - в верховьях Волги, финское - на средней Волге, азиатское - в низовьях реки.

Первый пароход появился в волжском бассейне в 1817 году. Построен он был на Пожевском железоделательном заводе, на реке Кама. В первый свой рейс пароход отправился из Перми до Казани.

Количество судов с каждым годом увеличивалось, и к началу 40-х годов 19 столетия группа крупных капиталистов, владельцев паровых и непаровых судов, решила основать на Волге судоходное общество.

7 сентября 1843 года Указом Императора Николая I было образовано Пароходное общество «По Волге» - так начиналась история Волжского пароходства.

В 70-е годы на Волге возникают новые судоходные компании, пароходы появляются на второстепенных и третьестепенных притоках волжского бассейна, реках Уфа, Вятка, Сура. Основные виды перевозимых грузов: лес, продукты сельского хозяйства, строительные материалы. Первая в мире нефтеналивная шхуна " Зороастр" начала перевозить нефть по Волге в 1878 году.

К началу 20 века наблюдался рост флота по всем видам судов: грузовым, пассажирским, паровым и непаровым. В 1901 году насчитывалось более 5 тысяч судов.

Строились и расширялись судостроительные, механические заводы в волжских городах. Центром судостроения на Волге стал Нижний Новгород. Старейший и крупнейший в России завод " Красное Сормово" свои первые пароходы "Заря" и "Стрела" выпустил с верфи в 1851 году. Крупные судостроительные предприятия были открыты в окрестностях города: в Молитовке, селе Бор. Речной флот послужил толчком к развитию судостроения и судоремонта в Череповце и Рыбинске, Костроме и Городце, Казани и Симбирске, Самаре, Саратове, Астрахани. Были построены 15 крупных механических заводов в бассейне реки Камы.

После национализации Волжского флота в 1918 году ключевым моментом для развития пароходства стало создание каскада Волжских водохранилищ и каналов, соединяющих Волгу с пятью морями. В 1964 году, с открытием Волго - Балтийского канала, Волга как транспортная магистраль стала Единой глубоководной системой европейской части России. Появилось больше возможностей для перевозки грузов и взаимодействия со смежными видами транспорта - железнодорожным и автомобильным, для развития туризма, в том числе иностранного.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг) волгари вместе со всем русским народом защищали Родину. Была сформирована Волжская флотилия, суда которой обезвреживали мины, перевозили по Волге войска, боеприпасы, вооружение. В боях принимали участие бронекатера, оснащенные ракетными установками "Катюша".

После войны волжский флот значительно обновился. На Волгу пришли современные теплоходы из Чехословакии, Венгрии. Германии. Сормовский судостроительный завод создал самые крупные пассажирские суда, дизель - электроходы "Ленин" и "Советский Союз". В это время обновлялись речные вокзалы, реконструировались волжские затоны, механизировались порты. Велась работа по развитию грузоперевозок судами "река - море".

В настоящее время Судоходная компания имеет, как и в середине 19 века, статус акционерного общества. Сегодня Волжское пароходство входит в число крупнейших судоходных компаний страны, в навигацию работает 250 судов грузового и пассажирского флота. С 1998 года увеличиваются объемы перевозимых по реке грузов, растет количество пассажиров, пользующихся речным транспортом, расширяются и создаются новые туристические маршруты. Создана самостоятельная компания, перевозящая по Волге нефтепродукты. Проводится работа по развитию логистики, взаимодействию и более тесному сотрудничеству между различными видами транспорта, созданию транспортных коридоров. Это тем более важно, так как Нижний Новгород находится на пересечении транспортных путей с севера на юг и с востока на запад.

Бассейн Волги занимает огромную площадь - 1380 кв. километров, охватывая территорию с населением свыше 40 млн. человек, живущих в пяти республиках и одиннадцати областях страны.

Речной флот всегда, во все времена имел большую экономическую и политическую значимость, соединяя отдаленные города России. И, несмотря на развитие в последние десятилетия скоростных видов транспорта, значение речного флота и в наши дни не уменьшается.


История Волжского пароходства (хронология)

1843 год - образование акционерного пароходного общества "По Волге"

1848 год - установление регулярного движения пароходов по Волге

1918 год - национализация флота акционерных компаний и образование государственного флота в пределах Волжского бассейна.

1930 год - 1964 год - создание Волжских водохранилищ и каналов, объединивших Волгу с пятью морями: Балтийским, Черным, Каспийским, Средиземным и Белым. Создание Единой глубоководной системы европейской части России.

1941 год - 1945 год – участие моряков и речников Волжской военной флотилии в Великой Отечественной войне

1954 год - образование в Горьком Волжского объединенного речного пароходства (ВОРП), объединившего Волжское грузо - пассажирское пароходство с центром в Горьком и Волжское грузовое пароходство с центром в Куйбышеве.

1974 год – появилось новое направление деятельности судоходной компании – международные грузовые перевозки судами «река – море» плавания. Создание управления международных грузовых перевозок в структуре пароходства.

1994 год - образование ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство", являющегося правопреемником государственного предприятия Волжское объединенное речное пароходство.

1999 год - образование дочерней компании Волжского пароходства - компании речного туризма "Волга - Флот - Тур".

2001 год - открытие филиалов компании "Волга - Флот - Тур" в Москве, Санкт - Петербурге и Самаре.

2001 год - образование дочерней компании Волжского пароходства "Волга - Флот - Танкер", специализирующейся на перевозке по Волге нефтеналивных грузов.

2002 год - 2008 год – реализация программы строительства новых сухогрузов «река – море» плавания. Всего за это время для Волжского и Северо – Западного пароходств построено 12 теплоходов проекта «Русич».

2004 год - 2009 год - судоходная компания "Волжское пароходство" входит в состав холдинга ОАО "Волго - Балтийская компания"

2009 год - управляющей компанией Волжского пароходства является ООО "Управление транспортными активами"

С 2003 года в здании Речного вокзала Нижнего Новгорода работает музей Волжского пароходства. Адрес музея: Нижний Новгород, площадь Маркина, 15а, тел. (831) 296-01-12

Метки к статье: казань, ленин, пермь, Волга, Советский Союз

Плюсануть
Поделиться
Класс

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

К новости пока нет комментариев, но Вы можете оставить свой!

Всего комментариев: 0
IBE_URL$)?>
avatar Профиль Выйти
  • Публиковать в социальной сети Анонимно Подписаться на комментарии к материалу
avatar