Головное судно проекта 302 "Дмитрий Фурманов", Горьковское водохранилище, река Волга, г. Ярославль
Дмитрий Фурманов — тип четырёхпалубных речных теплоходов, строившихся на верфи VEB Elbvewerften Boizenburg/Rosslau в Бойценбурге (ГДР — с октября 1990 года ФРГ) в 1983—1992 годах, известный также как проект 302, немецкое обозначение — BiFa 129М (нем. Binnenfahrgastschiff 129 Meter — пассажирское судно каботажного плавания длиной 129 метров) по имени головного судна I серии этого проекта.
Речные пассажирские суда этого проекта изготавливались с 1983 по 1992 год. Бывшая немецкая верфь VEB Elbvewerften Boizenburg/Rosslau в городе Бойценбург (ГДР, с октября 1990 г. ФРГ) строило суда своего собственного проекта, поскольку в Советском Союзе отсутствовали опыт и культура строительства подобных судов. Проект был утверждён Министерством речного флота в 1973 г. под названием проект 301, который был затем модифицирован в проект 302 и выпуск осуществлялся четырьмя сериями номера 1 — 6 (302 I); 8 — 21 (302 II); 22 — 23 (302M); 24 — 27 (302MK). Всего по заказам СССР было построено 27 теплоходов проекта 302, из них 2 теплохода проекта 302М, 4 теплохода проекта 302МК. Судно № 28 (проектное название «Владимир Высоцкий») после развала СССР достроено не было, было разобрано и часть корпуса стала основой для самого большого в Европе тусовочного судна (Party-ship) Ocean Diva Original. Три теплохода проекта 302МК, построенные в 1991 году ("Аркадий Гайдар", "Константин Станюкович", "Александр Грин"), из-за неоплаты постройки заказчиком, т. е. СССР, были проданы в Китай и сейчас работают на реке Янцзы под именами Xian Na (en. Princess Sheena), Xian Ni (en. Princess Jeannie) и Xian Ting (en. Princess Elaine). Проекты 302М и 302МК отличаются от проекта 302 сильно сдвинутой вперед рулевой рубкой, отсутствием четырёхместных кают, увеличенным числом кают класса Люкс, наличием пассажирских кают на солнечной палубе и отсутствием панорамных окон в кинозале. Теплоходы проекта 302 эксплуатируются: в России — на Волге, Каме, Дону, реках и озерах Волго-Балтийского водного пути; на Украине — на Днепре с выходом в Черное море вдоль побережья Крыма (Киев - Одесса) и в Китае - в среднем течении р. Янцзы.
Изначально проектом 302 на теплоходах были предусмотрены одно-, двух-, четырехместные каюты, каждая из которых оборудована индивидуальным санузлом, каюты «люкс», помещения ресторана, кафе, салонов и кинозала, сауна. Воздух в пассажирских помещениях кондиционирован. В ходе эксплуатации теплоходы подвергались модернизациям – так салоны на некоторых судах были трансформированы в бары, в бары и конференц-залы переделали кинозалы. Частично переделывались каюты, на некоторых теплоходах увеличено количество кают класса «люкс» и «полулюкс» путем совмещения нескольких стандартных кают в одну.
Краткая характеристика проекта:
Головное судно проекта: "Дмитрий Фурманов" (1983 г.)
Длина, м.: 129,1
Ширина, м.: 16,7
Высота, м. (от основной линии): 15,82
Осадка, м.: 2,9
Скорость движения, км/ч.: 25
Всего построено судов: 27
Класс речного регистра: М (лед), (внутренние водные пути, реки и водохранилища, проход по Ладожскому и Онежскому озерам, прибрежные морские участки (ограничение по силе ветра и высоте волны), возможность плавания в битом льду)
Кол-во палуб: 4 (дополнительно пассажирские каюты в трюме)
Кол-во главных двигателей: 3
Мощность каждого двигателя, л.с.: 1000
Пассажировместимость по первоначальному проекту, чел.: 332
Список судов данного проекта:
Строительный номер | Дата постройки | Название судна | Порт приписки | Владелец |
378 | 30.06.1983 | Дмитрий Фурманов | Пермь | Кама Три Шиппинг Ко Лтд |
379 | 08.1983 | Игорь Стравинский | Ростов-на-Дону | ООО "Речфлотинвест" |
380 | 10.1983 | Сергей Дягилев | Ростов-на-Дону | Донинтурфлот |
381 | 29.06.1984 | Викинг Хельги | Санкт-Петербург |
Пассажирский флот
|
382 | 09.1984 | Константин Симонов | Нижний Новгород | ВодоходЪ (МСК) |
383 | 04.1985 | Леонид Соболев | Нижний Новгород | ВодоходЪ (МСК) |
384 | 27.06.1985 | Михаил Шолохов | Ростов-на-Дону | Донинтурфлот |
385 | 07.1985 | Иван Бунин | Ростов-на-Дону | Донинтурфлот |
386 | 02.1986 | Юрий Андропов | Нижний Новгород | Волжское пароходство |
387 | 07.1986 | Зосима Шашков | Нижний Новгород | В.Ф. Пассажирские перевозки |
388 | 09.1986 | Генерал Ватутiн | Херсон | Червона Рута |
389 | 05.1987 | Русь | Нижний Новгород | ВодоходЪ (МСК) |
390 | 06.1987 | Ленин | Нижний Новгород | ВодоходЪ (МСК) |
391 | 30.09.1987 | Викинг Трувор | Санкт-Петербург | Пассажирский флот |
392 | 03.1988 | Зiрка Днiпра | Херсон | Червона Рута |
393 | 07.1988 | Викикнг Акун | Санкт-Петербург | Пассажирский флот |
394 | 09.1988 | Георгий Чичерин | Нижний Новгород | ВодоходЪ (МСК) |
395 |
03.1989
|
Леонид Красин | Москва | Мостурфлот |
396 | 06.1989 | Княжна Анастасия | Москва | Мостурфлот |
397 | 30.03.1990 | Генерал Лавриненков | Ростов-на-Дону | Донинтурфлот |
398 | 15.06.1990 | Викинг Ингвар | Санкт-Петербург | Пассажирский флот |