count 88x31px
Главная » Статьи » Помощник речному туристу » Маршруты речных круизов

Информация к статье

Маршрут Москва - Астрахань (от 18 до 21 дня)

Схема маршрута Москва-Астрахань

 

С давних пор Волга, почти полностью пересекающая европейскую часть России, привлекала внимание не только как транспортная артерия, она давала возможность совершить увлекательное путешествие. Пройдя на теплоходе популярный маршрут Москва – Астрахань (его протяженность около 3000 км), туристы получат не только большое эстетическое удовольствие и заряд бодрости от чистого волжского воздуха, но и увидят многообразие России в геологическом, растительном, этнографическом, хозяйственном и климатическом отношениях. 


Путешествие по маршруту Москва – Астрахань начинается от Северного речного вокзала столицы, расположенного на берегу Химкинского водохранилища. Соединяет Волгу и Москву-реку канал, построенный в 1932-1937 гг., получивший название канала им. Москвы. На трассе канала пять, следующим одно за другим. Водохранилищ: Химкинское, Клязьминское, Пяловское, Пестовское и Икшинское. Пройдя Пестовское водохранилище – одно из самых больших и красивых на канале – открывается вид на пристани Лесное (на левом берегу) и Хвойный бор (на правом берегу), где часто останавливаются туристические теплохода, а иногда и рейсовые. 


Примерно через три с половиной часа хода теплоход оказывается в Икшинском водохранилище, в 48 км от Москвы, и отсюда начинается спуск к Волге. Первой ступенькой этой лестницы является шлюз № 6 (счет от Волги) – первый шлюз на нашем пути. Шлюз № 5 находится от предыдущего на расстоянии двух км. После 4 шлюза канал пересекает русло реки Яхромы. Многим запоминаются башни шлюза № 3, навершием которых являются большие модели знаменитой каравеллы Колумба «Санта Мария», на которой он пересек Атлантический океан и открыл Америку. Модели выполнены из латуни и меди и достаточно точны. 


За шлюзом № 3 открывается город Яхрома, выросший в середине XIX в. Вокруг крупной текстильной фабрики. Через полчаса хода от шлюза № 3 на правом берегу канала виден высокий крест, установленный в память о погибших на строительстве канала. 


В 5-6 км за Яхромой расположен город Дмитров. Его основал в 1154 г. князь Юрий Долгорукий как крепость на границе Владимирского княжества. Сейчас Дмитров – один из крупнейших промышленных и культурных центров Московской области. 


Между шлюзами № 3 и № 2 расстояние примерно 48 км. Как правило, пассажирские суда проходят этот участок ночью. От шлюза № 2 до шлюза № 1 остается примерно 15 км. Посередине этого участка канал пересекается с рекой Сестрой. При выходе из канала слева видны воды первого волжского водохранилища – Иваньковского (ещё его называют Московским морем), теплоход подходит к шлюзу № 1. Слева виден монумент В.И.Ленина, а справа – остатки основания от такой же скульптуры И.В.Сталина, снесенной после разоблачения культа личности. 


После канала первый город на Волге – Дубна, город физиков-ядерщиков, получивший известность благодаря расположенному здесь Объединенному институту ядерных исследований, в котором был создан крупнейший в мире синхрофазотрон. За устьем реки Дубна заканчивается Московская область. Русло Волги еще мало изменено разливом водохранилища, ширина его 200-400 м. 


В 15 км ниже плотины, в месте впадения слева речки Кимерки, первый в пределах Тверской области город Кимры, берега здесь соединены автомобильным мостом. Ниже Кимр течение реки уже почти незаметно, русло становится шире, в нем появляются острова. По берегам много сел, есть пансионаты, дома отдыха, дачные поселки – так до устья реки Хотчи, где находится селение Белый Городок. Его «визитная карточка» — построенная в стиле классицизма Входоиерусалимская церковь с колокольней (1812—1825). Она стоит на самой кромке берега и видна с реки на большом расстоянии. На левом берегу Волги, — «зеленая» стоянка у деревни Сосенки, к которой часто причаливают туристские теплоходы. 


Постепенно мы приближаемся к Калязину - еще одному старинному купеческому городу на Волге, чьи строения, мало изменившиеся за последнее столетие, раскинулись на правом берегу в устье реки Жабня. Возвышающаяся прямо в волжских водах колокольня - это все, что осталось от Калязинско-Троицкого монастыря, который, как и часть исторической застройки города, ушел под воду при заполнении Угличского водохранилища. От Калязина до Углича осталось пройти еще 45 км. Кончается Тверская область, начинается Ярославская. 


Раньше города Углича в поле зрения попадает угличский шлюз, встречающий монументальной аркой вместо колонн. Сам город основан в 937 г. Яном Плесковичем, посланцем великого князя киевского. 15 мая 1591г. при загадочных обстоятельствах здесь погиб царевич Дмитрий — последний отпрыск династии Рюриковичей. 


Уже при приближении к городу с воды открывается замечательная панорама Угличского кремля с которого и следует начать экскурсию. На месте гибели царевича Дмитрия возвышается церковь «На крови царевича Дмитрия». 
Далее вниз по течению на многие километры тянется вдоль Волги уютный сельский пейзаж средней России. Леса, луга, поля перемежаются с небольшими селами и деревеньками. Незаметно на левом берегу появляется маленький городок Мышкин
, еще 15 лет назад бывший селом. В Мышкине сохранились два храма: Никольский (1766) и Успенский (1820). Славится он своими музеями, среди которых, помимо традиционного краеведческого, есть уникальные: единственный в своем роде Музей Мыши, Музей русской водки и Музей народного зодчества. 


Мы продолжаем путь, и нам открывается грандиозный водный простор главного плеса Рыбинского водохранилища. Ширина его превышает 40 км, берега едва угадываются на горизонте, а местами и исчезают за ним. Здесь проходят оживленные водные пути и, как правило, на пути встречается немало судов. Путь по широкому плесу, правда, недолог, около 20 км, судно снова входит в русло Волги и подходит к плотине. Издалека виден 24-метровый монумент «Волга» и башни шлюза у села Переборы. 

Рыбинск - районный центр Ярославской области - расположен на берегу Волги и Рыбинского водохранилища и вытянут вдоль берегов на 22 км. Впервые город упоминается в летописи в 1071 г. как «Усть-Шексна». С 1137 г. в древних летописях город упоминается под именем Рыбаньск. С 1504 г. он назывался Рыбной слободой. Название Рыбинск было дано городу в 1777 г. По названию города можно судить об основном занятии жителей: они поставляли рыбу (осетров, белорыбиц, стерлядей) к великокняжескому, а позднее к царскому двору. В середине XIX в. в городе летом во время навигации собирались более 100 тыс. человек, большинство из которых составляли бурлаки. Неудивительно, что Рыбинск называли бурлацкой столицей. В 1977 г. здесь был установлен единственный в мире памятник бурлаку. 


Первый крупный пункт на участке пути после Рыбинска – Песочное. Его характерная примета – длинное кирпичное здание с заводскими трубами, которое тянется по правому берегу. Это известный Первомайский фарфоровый завод, основанный в 1884 г. купцом Никитиным. Спустя десятилетие он был куплен Товариществом М.С. Кузнецова. Недорогая чайная и столовая посуда местного производства широко распространена в России, поступает и на экспорт. Ниже по течению на правом берегу расположено село Дютьково. Оно узнается по каменной церкви Благовещенья Пресвятой Богородицы, построенной в конце XVIII в. 
Через 12 км после Дютьково проходим мимо города Тутаева
, раскинувшегося по обеим сторонам Волги. С воды открывается великолепная панорама города, главными доминантами которой являются древние храмы. Самый старый среди них — пятиглавый Крестовоздвиженский собор на Романовской стороне с двумя шатровыми приделами и колокольней (1658). В нем сохранились фрески середины XVII в. 


Ниже по течению оставляем поселок Константиновский, пристань села Кузьминское и поселок Михайловский. Мы входим в зону отдыха Ярославля с многочисленными здравницами и дачными поселками. Ярославль протянулся почти на 30 км вдоль Волги. Путешествующие по воде сначала видят на левом берегу Толгский Свято-Введенский монастырь (1314). С 1988 г. это действующий женский монастырь. Живописные пейзажи Ярославля, в том числе и Толгского монастыря, были увековечены многими известными русскими художниками. А.К. Саврасов написал здесь картины «Волга», «Могила на Волге», «Разлив Волги под Ярославлем», этюды к картине «Грачи прилетели». В 2010 году этот древний город отметит свое тысячелетие. 


После Ярославля берега довольно низкие и большей частью безлесные. Теплоход идет мимо множества сел, берега украшают местные церкви. Далее, почти до самой Костромы, следует особенно низменный участок долины Волги с сырыми заливными лугами. Его пересекает широко разлившаяся в устье река Кострома. Это фактически пролив, соединяющий Волгу с Костромским водохранилищем — крупным водоемом, который остается справа по ходу нашего судна. 


Кострома расположена по берегам Волги в месте ее слияния с рекой Костромой. Облик этого старинного русского города, основанного Юрием Долгоруким, широко известен по многим художественным фильмам. Здесь снимались «Жестокий романс» Э. Рязанова, «Начало» Г. Панфилова, «Снегурочка» А. Роу. Современная Кострома - крупный город, в котором проживают около 290 тыс. человек, центр машиностроения и деревообработки. Название города произошло от древнего языческого обряда: сжигание чучела - Костромы - во время Масленицы. По другой версии, в основе названия лежит финское слово «кострум», означающее «крепость» (прежде здесь жили финно-угорские племена). 


За Костромой река поворачивает на юг. Берега становятся выше, поднимаются местами над водой на 60-80 м и более. Здесь впервые на нашем пути окружающие Волгу возвышенности получают собственное имя - Козловы горы. 

Крутой поворот выводит к левобережному селу Красное-на-Волге — старинному центру ювелирного производства. В нем сохранились деревянные дома дореволюционной постройки и шатровая церковь Богоявления (XVI в.) с подклетом. Специализация центра — изделия из благородных металлов. Ниже Красного раньше была так называемая Трубинская воложка — узкий участок русла с порожистым каменистым дном. За островами, которые показывают, где находилась затопленная воложка, заканчивается Костромская область, и мы вступаем в пределы Ивановской области. 

Нас встречает старинный Плес - настоящая жемчужина Верхней Волги. Пассажирские суда обычно делают здесь остановку. Можно успеть обойти почти весь этот небольшой городок и полюбоваться замечательными видами, открывающимися с крутых берегов. В конце XIX в. Плес и его окрестности превратились в любимое место отдыха русской интеллигенции. Прославляли город и его окрестности художники А.С. Степанов, В.Н. Бакшеев, В.В. Верещагин, В.Е. Маковский, Г.К. Савицкий, Н.П. Шлеин. Но более других известен И.И. Левитан, который написал здесь около сорока картин. Плес сохранил планировку XVII— XVIII вв. Соборную гору увенчивает самое старое сооружение — изящный Успенский собор с шатровой колокольней и трапезной (1699). К празднованию 500-летия города в 1910 г. на Соборной горе был установлен памятник его основателю — князю Василию Темному. 


Через 49 км появляется Кинешма – крупный промышленный центр. Город вытянулся по правому берегу Волги более чем на 20 км. В старой части вблизи набережной сохранились Вознесенская церковь (1760), Троицкий собор (1836) и Успенский собор (1745) с колокольней (1798); торговые ряды. 
По удалении от Кинешмы на берегах много деревень и сел, но следующий город находится в 25 км. Это древний Юрьевец
, основанный в 1225 г. владимирским князем Юрием Всеволодовичем на крутом правом берегу Волги и названный в его честь. Сохранились каменные дома - дом городничего, казначейства, присутственных мест. Там же находятся храмы: старый (1806) и новый (1825— 1833) Входоиерусалимские соборы с пятиярусной колокольней (1840), а также Рождественская (1815) и Богоявленская церкви (1661). Напротив Юрьевца простирается самый широкий (до 16 км) плес Горьковского водохранилища, образовавшийся в устье реки Унжа. 


Еще 20 км - и мы пересекаем границу Нижегородской области. Далее виден городок Чкаловск, в котором возможна стоянка теплохода. В 1937 г. поселок Василево переименован в честь родившегося в нем летчика В.П. Чкалова (1904-1938). Есть ангар-музей, где хранятся самолеты, на которых он летал, а в деревянном домике, где родился летчик, теперь мемориальный музей. 


После шлюзования открывается вид на древний Городец (1152), переживший в средние века немало исторических событий. Позже он стал известен художественной росписью по дереву (городецкая роспись), традиции которой сохраняются и поныне. У Городца также причаливают туристские теплоходы. Здесь можно посмотреть украшенные деревянной резьбой жилые дома и краеведческий музей. 


От Городца до Нижнего Новгорода теплоход идет около двух часов, здесь Волга довольно узка и сильно петляет. Мы проследуем мимо города Балахна, где с 1532 г. занимались солеварным промыслом, но постепенно он заглох, позже развитие здесь получило судостроение. 


Приближаемся к Стрелке - месту слияния Волги и Оки, где находится крупнейший в России речной порт. Прямо по курсу под горой рядом с красивой набережной видны дебаркадеры и здание Речного вокзала с высокой радиомачтой, напоминающее многопалубный корабль. Нижний Новгород основан в 1221 г. князем Юрием Всеволодовичем. Стены и башни были посещаемого туристами кремля построены в 1500—1511 гг. по проекту итальянского арх. Петра Фрязина, и с этих пор Нижегородский кремль никогда не был захвачен. Высота стен с зубцами 12 м, толщина 5 м. Рядом с кремлем установлен памятник К. Минину (1826), а в кремле мемориальный комплекс, посвященный погибшим в Великую Отечественную войну горьковчанам. 


Первые 50 км после Нижнего Новгорода Волга течет свободно, не испытывая пока подпора следующей, Чебоксарской плотины. Приняв Оку, она становится могучей рекой. От берега до берега почти везде не менее 1 км, глубина от 4 до 10 м, часто и более. Главная достопримечательность волжских просторов после Нижнего Новгорода - это Макарьев. Желтоводский монастырь, возвышающийся на левом берегу напротив Лысково. Сначала на горизонте над водной гладью поднимаются маковки храмов, затем появляются крепостные стены. На глазах как будто вырастает сказочный древнерусский город. Монастырь был основан в начале XV в. преподобным Макарием. Как правило, теплоход делает в Макарьеве остановку, и вы можете ознакомиться с монастырем. 


Приближаемся к месту впадения в Волгу крупного правого притока Суры. Оно отмечено широким разливом водохранилища, над которым в месте бывшего слияния рек возвышается крутой холм. На нем расположен старинный город Васильсурск, который местные жители ласково называют «Василем». 

Сразу за Васильсурском входим в пределы Республики Марий Эл. На правом берегу леса заметно редеют, уступая место полям, лугам и селениям. Живописно раскинулись на нем крупные села Емангаши, Сумки и Троица (Троицкий Посад). У местного причала также швартуются туристские суда, курсирующие по Волге. 


За Юрином слева в Волгу впадает река Ветлуга. Издавна она служила одним из главных путей, по которому сплавляли плоты из лесного Заволжья. В наше время лес перевозят на специализированных судах, их можно увидеть на местном рейде. Торговля лесом издавна служила источником дохода жителям Козьмодемьянска, что раскинулся ниже по течению на правом берегу. Он основан в 1583 г. как сторожевая крепость Иваном Грозным, который, по преданию, остановился здесь в ночь на праздник Козьмы и Дамиана. В Козьмодемьянске ежегодно с 1995 проводится юмористический фестиваль «Бендериада», названный в честь героя романов Ильфа и Петрова Остапа Бендера, ведь именно этот город стал прообразом Васюков в произведении «12 стульев». 


За Козьмодемьянском Волга делает поворот вправо и вскоре выходит из пределов Марий Эл. Первое крупное село на крутом правом берегу — Ильинка — уже принадлежит Республике Чувашия. Мы входим в зону отдыха чувашской столицы Чебоксары. 


Чебоксары - столица Чувашии с населением более 460 тыс. человек. Город расположен на крутом высоком правом берегу Волги. Чебоксары основаны в 1555 г. на месте старинного чувашского поселения, которое упоминалось в русских летописях с 1469 г. К 1987 году, в связи со строительством Чебоксарской ГЭС, в центре города на месте ряда кварталов старой застройки был создан искусственный залив. При этом были утрачены многие исторические здания. На набережной Чебоксарского залива находится монумент Матери-Покровительницы. Среди туристов город Чебоксары славится своей чистотой, а также вкусным чувашским пивом. 


Уже от столицы Чувашии на горизонте над водой начинают угадываться контуры плотины и Чебоксарской ГЭС. Шлюз находится ближе к правому берегу, обычно к нему тянется очередь судов, которые должны спуститься на 18 м к нижнему бьефу плотины. Выйдя из шлюза, мы вновь попадаем в прежнее русло Волги, которое здесь имеет ширину не менее 1,5 км. По правую сторону остаются причалы Новочебоксарска - одного из самых молодых городов не только Чувашии, но и всего Поволжья. 


Ниже Новочебоксарска Волга выступает в качестве границы между республиками Марий Эл (на левом берегу) и Чувашия (на правом берегу). Через 20 км справа появляется Мариинский Посад. Недавно здесь оборудована пристань, к которой могут причаливать пассажирские лайнеры. Сойдя на берег, вы можете ознакомиться с неторопливой жизнью небольшого уютного городка в устье реки Сундырь. Поднимитесь на Государеву гору, что высоким утесом нависает над Волгой и городом. По преданию, на ней останавливалась и любовалась окрестными пейзажами Екатерина II во время своего путешествия по Поволжью. 


Берега Чебоксарского водохранилища представляют собой укрепленный бетонный скат. Еще больше таких участков ниже по течению, видны также дамбы. Так человек подготовился к подъему воды до проектного уровня (выше современного примерно на 6 м), однако экологи воспрепятствовали заполнению водохранилища. Левобережье водохранилища — главная марийская курортная зона. Она тянется вниз, отмеченная многочисленными зданиями санаториев и дачными поселками. Среди них видны многоэтажные жилые дома города Звенигово, еще через 25 км — промышленные корпуса в Волжске. Это второй по численности населения после столицы город в республике. Его предприятия перерабатывают древесину и выпускают бумагу, картон, моющие средства, другую продукцию. На правой, чувашской, стороне примечателен город Козловка, специализирующийся на производстве строительных материалов. 


За мостом открывается панорама широкого разлива Куйбышевского водохранилища, возникшего в устье реки Свияги, впадающей справа. Среди бесчисленных низменных островов один выделяется высотой и остроконечными силуэтами храмов и колоколен. Это легендарный Свияжск — в прошлом грозная крепость и шумный купеческий город, а ныне скромное село. Деревянная цитадель была возведена на пустом месте по повелению Ивана Грозного в 1551 г. всего за 4 недели, из бревен, что были сплавлены с верховьев Волги. 


Напротив Свияжска на крутом склоне Услонских гор рядом с Петропавловской слободой примостился небольшой Макарьев монастырь (тоже основан преподобным Макарием). На его территории есть целебный источник, посещаемый многочисленными паломниками. Далее начинается пригородная зона отдыха Казани. 

Вскоре на горизонте появляются пролеты нового автомобильного моста, перекинутого через Волгу. Это уже окрестности Казани. Казань - столица Татарстана с населением более 1 млн 100 тыс. человек. Город основан булгарами в 1177 г. на левом берегу Волги в месте впадения в нее реки Казань и назывался Булгараль-Джадидом. Музей-заповедник Казанский кремль – уникальный архитектурный и исторический памятник, включенный в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО. В архитектуре сочетаются многообразные культуры: волжско-булгарская, золотоордынская, средневековая татарская, итальянская и русская. Построен в XVI в. псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяевым. Сохранились 8 башен, самая известная дозорная многоярусная башня Сююмбике высотой 57 м (XVII в.), названная именем жены одного из последних татарских ханов. Она стала архитектурной эмблемой Казани. На здании Казанского вокзала в Москве можно увидеть ее копию. К 1000-летию Казани на территории Кремля была построена мечеть Кул Шариф. 


Покинув казанский порт, теплоход пересекает широкий разлив Куйбышевского водохранилища по диагонали, приближаясь к высокому и крутому правому берегу. 


Справа остается Куйбышевский затон - залив, в глубине которого виднеется одноименный поселок и много судов на причале. На местном заводе производится их ремонт. Начинаются Сюкеевы горы, которые затем переходят в Тетюшские горы. Левый берег постепенно приближается. Там расположен древний Болгар — некогда столица Волжской Болгарии. Около исторической части есть туристская пристань, на экскурсии вам расскажут об истории Великого Булгара, предложат подняться на минареты, посетить историко-краеведческий музей, увидеть остатки городских укреплений со рвом длиной около 8 км, развалины мечетей, бань и усыпальниц ханов, ознакомиться с ведением археологических раскопок. 


На горизонте уже видны высотные здания жилых кварталов Ульяновска, но прежде, чем мы доберемся до городских причалов, придется пройти под пролетами двух мостов - строящегося нового автомобильного и старого железнодорожного. Ульяновск насчитывает более 680 тыс. жителей. Здесь производят известные в России и за рубежом вездеходы УАЗ, самые большие в мире транспортные самолеты Ан-24 Руслан, пассажирские самолеты Ту-204. Ульяновск, бывш. Симбирск, - родина В.И.Ленина, поэтому экспозиции многих музеев посвящены вождю. 


За Ульяновском следует еще одно расширение водохранилища. Судовой ход пересекает его примерно посередине. Берега раздаются на 12 км. В районе поселка Красный Яр склоны покрыты сосновыми и дубовыми лесами, здесь много турбаз и домов отдыха. 


Мы покидаем Ульяновскую область и входим в пределы Самарской области. От берега до берега не менее 15 км, судовой ход следует примерно посередине водного пространства. Вдоль Волги тянутся лесистые Новодевичьи горы — малонаселенный участок правобережья, к которому постепенно приближается наш теплоход. 


Впервые после Казани теплоход приближается к левому берегу. Все более и более отчетливо прорисовываются корпуса самого молодого промышленного гиганта Поволжья — Тольятти. Современный Тольятти — мегаполис с населением более 700 тыс. человек. Жилые и промышленные кварталы перемежаются лесами и тянутся вдоль Волги более чем на 20 км. Напротив города на правом берегу простираются знаменитые Жигули. На склонах гор вырезаны белоснежные ступени. Это карьеры, в которых идет добыча сырья для получения цемента. 


Самара - второй по числу жителей после Нижнего Новгорода город на Волге (1 млн 176 тыс. человек). Расположен на ее левом берегу (Саратовское водохранилище) в месте впадения широкого рукава реки Самара - Самарской перебоины, напротив Самарской Луки. Он раскинулся вдоль Волги на 60 км. В 1935—1990 гг. назывался Куйбышев - в честь видного деятеля компартии и советского государства В.В. Куйбышева (1888-1935). Современная Самара специализируется на нефтепереработке, производстве космической техники, самолетов Ту-154, авиационных двигателей, нефтедобывающего, моторостроительного, станкостроительного оборудования.  В Самаре множество достопримечательностей. На площади Чапаева находится знаменитый бункер Сталина. Бункер был тщательно засекречен до 1991 года, и открытие музея стало сенсацией. Внутри развернута экспозиция о Великой Отечественной войне. Здесь также можно узнать подробности о пребывании в городе правительственных организаций, посольств и дипломатических миссий в 1941-1943 годах. Жигулёвский пивоваренный завод, Иверский женский монастырь, в Самаре находится одна из самых красивых и протяженных набережных среди волжских городов с широкими и комфортабельными песчаными пляжами протяженностью 6-7 километров. 


Саратов - крупный поволжский город с населением более 870 тыс. человек. Расположен на правом берегу Волги (Волгоградское водохранилище), является одним из крупнейших промышленных центров России с развитым машиностроением, электротехнической, нефтеперерабатывающей и химической промышленностью. Здесь выпускают самолеты ЯК-40 и ЯК-42. Указателем близости Саратова служит заметный издалека автомобильный мост, соединяющий город с расположенным на левом берегу Волги городом Энгельс. Этот самый большой в Европе автомобильный мост длиной 2,8 км был построен в 1965 г. Основные достопримечательности города - Мемориальный комплекс «Парк Победы» на Соколовой горе, в который входят: музей военной техники под открытым небом, памятник погибшим во время Великой Отечественной Войны воинам-саратовцам «Журавли», музей «Национальная Деревня» под открытым небом включает постройки и предметы быта малых народов, проживающих на территории России; храм «Утоли мои печали»; место приземления первого космонавта мира Ю. А. Гагарина в 16 километрах к югу от г. Энгельс; Увек — остатки древнего города, крупного центра Золотой Орды. 


Фарватер отклоняется влево, и мы проходим вблизи пригорода Энгельса - промышленного поселка Приволжский. атем поворачиваем направо и возвращаемся к крутому берегу, вдоль которого тянутся Ушьи горы высотой до 280 м. За Белогорским селом делаем плавный поворот налево и подходим к высокому обрыву, увенчанному плоской вершиной.


Вскоре на горизонте появляются заводские трубы и жилые кварталы Камышина - единственного крупного города между Саратовом и Волгоградом. Он был образован в 1710 г. из старинного села Дмитриевского. Место это примечательно тем, что за холмами очень близко, всего в 15 км, протекает река Иловля, приток Дона. По речке Камышинке, что впадает в Волгу, самый удобный волок, которым, согласно летописям и преданиям, издревле пользовались русские князья, татарские ханы, турецкие султаны и, конечно, разбойники. Ниже Камышина на протяжении более 100 км, т.е. почти до Волгограда, пейзажи водохранилища удивительно однообразны. 


Проплываем Волжскую ГЭС имени 22 съезда КПСС. Строительство длилось с 1950 по 1959 гг. Ее длина около 5 км. На правом берегу виден город. 

Современный  Волгоград - крупный промышленный центр, выпускаются речные танкеры, работают нефтеперерабатывающий и алюминиевый заводы. Волгоград протянулся вдоль правого берега Волги на 100 км. С воды хорошо видны здание Панорамы Сталинградской битвы, руины мельницы (образец того, каким был весь город после Сталинградской битвы), набережная. Город Царицын был основан как сторожевая крепость в 1589 г. на острове вблизи так называемой переволоки, то есть там, где Волга близко подходит к Дону. 17 июля 1942 г. началась Сталинградская битва, продолжавшаяся двести дней и ночей и положившая начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны. В сражениях одновременно участвовали более 2 млн солдат и офицеров, около 2000 танков, около 2000 самолетов, 25 тыс. орудий и минометов. В 1961 г. переименован в Волгоград. В 1965 г. город-герой награжден орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». В городе создан известный на всю Россию Историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане Высота кургана 102 м. Это наивысшая точка города, овладеть которой во время Сталинградской битвы было жизненно важно. Бои за Мамаев курган продолжались более 150 дней, за это время он не раз переходил из рук в руки. На вершине кургана установлен многофигурный монументальный памятник Вечной славы (1959-1967). В ансамбле доминирует одна из крупнейших в мире 52-метровая скульптура «Родина-мать». На склонах кургана разбит парк. С вершины Мамаева кургана открывается замечательная панорама города и Волги, виден завод «Красный Октябрь».


Село Никольское — обязательная 2—3-часовая стоянка. Прямо у дебаркадера — конструкции начала XX в. — располагается рынок с самыми дешевыми арбузами, дынями, фруктами, знаменитыми помидорами и рыбой в любом виде. 

 

Астрахань расположена на 11 островах и пересекается множеством волжских протоков и рукавов, поэтому город называют Волжской Венецией. Современная Астрахань - крупный речной и морской порт, центр по добыче и переработке рыбы. С присоединением Астраханского края (1556 г.) Россия получила выход к Каспийскому морю для торговли с восточными странами. У Речного вокзала находится памятник А.М. Горькому. Отсюда начинается Парк имени М. Горького, украшением которого служит Лебединое озеро. В городе много зелени, но из-за того, что летом дождей практически не бывает, все бульвары и газоны постоянно поливаются. Парк примыкает к площади Ленина (бульвары, фонтаны), за которой начинается Астраханский кремль, заложенный в 1558 г. Древнейшее сооружение кремля — Архиерейские палаты (XVI в.). Возле кремля располагается Братский сад (бывш. Губернаторский) с могилой и памятником жертвам белоказачьего мятежа 1918 г. Здесь похоронены также погибшие в 1943 г. советские воины. На их могиле установлен обелиск и зажжен Вечный огонь. В центре бывшего Белого города сохранились подворья восточных купцов, мечети, римско-католический храм (1762-78 гг.). Астраханский костел был третьим по времени основания католическим храмом в России (после петербургского и московского). В XIX веке город подвергался реконструкции, были возведены роскошные особняки, банки, торговые заведения в стиле модерн. 


Ниже Астрахани Волга продолжает свой путь к Каспийскому морю. До него остается ещё около 120 км. Астрахань – конечный пункт для судов, совершающих рейс Москва-Астрахань, но для большинства пассажиров и туристов путешествие на этом не заканчивается. После длительной стоянки теплоходы, покинув этот южный город, возвращаются в Москву, увозя с собой тех, кто путешествует «туда и обратно». Теперь пассажиры будут иметь возможность видеть днем те участки маршрута, которые проплывали ночью. Это дает возможность полнее ознакомиться со всеми наиболее интересными местами великой реки.

Метки к статье: Ярославль, москва, Волга, теплоход, круиз, канал им. Москвы

Плюсануть
Поделиться
Класс

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

К новости пока нет комментариев, но Вы можете оставить свой!

Всего комментариев: 0
avatar