Головное судно проекта 588 "Святая Русь" (экс "Родина")
Теплоход речной пассажирский тип «Родина» (проект 588) (обозначение производителя BiFa Typ A) — трёхпалубный пассажирский (грузопассажирский) теплоход дальнего плавания.
Предназначен для работы на речных скорых пассажирских линиях и совершения туристических круизов. Самая многочисленная и успешная из массовых серий речных пассажирских судов в СССР. Большая часть судов эксплуатируется в настоящее время.
Проекту 588 практически идентичен проект 26-37 "Октябрьская Революция", суда по которому строились в ЧССР.
Проект под № 588 был разработан в начале 1950-х гг. ЦТКБ и заводом в ГДР. Проект предложил новое архитектурное решение речного пассажирского судна (первые трёхпалубные суда), отличался рациональностью планировки пассажирских помещений и высокой для того времени комфортабельностью. Внешний облик судна и планировка помещений разработаны под руководством главного архитектора Минречфлота, академика Добина Л. В.
В архитектуре судов данного проекта впервые были применены динамичные формы надводной части судов, мода на которые пришла в конце 1950-х — начале 1960-х гг. вследствие стремительного развития авиа- и автостроения. При создании судна инженер-кораблестроитель Лев Добин применил так называемую плавную аэродинамическую кривую, вписывая в ее контур все надпалубные конструкции. Поэтому внешний облик судов этого проекта напоминает о родстве с так называемым «авиационным дизайном», характерным и для автомобилей 1950-х гг. и точно передаёт эстетику эпохи.
Отдельные суда отличаются в зависимости от варианта небольшими отклонениями в размерах, оснащены различными образцами двигателей и другими особенностями, обусловленными их применением. Причём с годами суда были модернизированы, перестроены и переоборудованы в соответствии с современными требованиями, причём число пассажирских мест резко сократилось, так как ставка делалась на комфорт и уют пассажиров. Суда оснащены приводом с тремя советскими дизельными реверсируемыми четырёхтактными главными двигателями 6ЧРН 36/45 (ЭГ70-5) с газотурбонаддувом.
Класс речного регистра: О*
Изначально суда поставлялись в Беломоро-Онежское, Волжское, Енисейское, Камское, Московское и Северо-Западное пароходства. Первые 16 судов были оборудованы рефрижераторным оборудованием размещавшимся в трюме.
В 1990-е годы часть судов была выведена из эксплуатации, некоторые из них списаны. В 2000-е годы все оставшиеся суда были введены в эксплуатацию, часть прошла модернизацию с повышением комфортабельности** и работают в настоящее время на туристических круизных линиях.
Всего c 1953 по 1961 годы было построено 49 теплоходов. По состоянию на август 2012 г. в работе находится 30 судов. 11судов выведены из работы (находятся на модернизации и переоборудовании, или просто не эксплуатируются), 5 судов списаны в разные годы, 2 судна списаны после пожаров (в 1978 и 1992 годах), одно судно затонуло в Балтийском море в 2003 году.
*Из описания проекта судна из справочника серийных речных судов: «...допускается плавание в Финском заливе Балтийского моря на линии Ленинград (Санкт-Петербург) - Выборг; в Енисейском заливе Карского моря до острова Диксон при силе ветра до 6 балов и высоте волны до 2,5 метра; в Таганрогском заливе Азовского моря до портов Таганрог и Жданов (Мариуполь) при силе ветра до 7 баллов...».
** В ходе модернизации были обновлены каюты с уменьшением пассажировместимости, улучшены общественные помещения, изменена ширина судна (для работающих на Соловецком направлении), на некоторых судах надстроены каюты на 4-й палубе.