count 88x31px
Главная » Статьи » Помощник речному туристу » Маршруты речных круизов

Информация к статье

Маршрут Москва - Ростов-на-Дону

Круиз по  Дону, Волго-Донскому каналу,  Волге и каналу имени Москвы к Волгограду, Ростову-на-Дону и Таганрогу или Ейску – один из самых популярных маршрутов в период бархатного сезона. И не зря – ведь это уникальная возможность не только попутешествовать вслед за южным солнцем и сполна насладиться свежим речным воздухом, но и увидеть великолепные «золотые» пейзажи казацкого Дона, воспетого Михаилом Шолоховым. Такую возможность нельзя упускать! 


Первая часть пути будет проходить по красивейшим городам Золотого кольца России – Угличу,  ЯрославлюКостроме. Вторая часть пути – по городам средней Волги: Нижний Новгород, Козьмодемьянск, Чебоксары и Казань. Третья – по нижней Волге через  Самару,  Саратов и  Волгоград. Подробное описание участка пути от Москвы до Волгограда можно найти в путеводителе по маршруту  Москва-Астрахань. После Волгограда с Волго-Донского канала начинается, по мнению многих, самый интересный участок круиза. 


Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина был сооружен в 1948-1952 гг. Подобно каналу имени Москвы, он ступенями в виде девяти шлюзов поднимается на водораздельную высоту около 90 м, а затем четырьмя ступенями спускается на 45 м до уровня Дона, вернее, Цимлянского водохранилища. Волго-Донской канал - самый зашлюзованный из всех, с которыми нам приходилось иметь дело: 13 шлюзов на протяжении 101 км. При спуске из Цимлянского водохранилища в естественное русло Дона мы пройдем еще через два шлюза, и, таким образом, их общее число на нашем пути достигает 15. Вот почему плавание от Волгограда до Ростова при расстоянии округленно в 600 км продолжается около двух суток. 


На протяжении вплоть до третьего шлюза канал проходит в пределах Красноармейского района Волгограда. Справа и слева мы видим заводы и жилые дома, вдоль канала тянется зеленый бульвар. Между 1-м и 2-м шлюзами через канал перекинуты шоссейный и железнодорожный мосты, а между этими мостами находится памятное место, где 31 июля 1952 г. донская вода впервые слилась с волжской. За 3-м шлюзом канал идет по высокой насыпи, под которой проделан так называемый дюкер, туннель для пропуска паводковых вод, стекающих в Волгу. Между 3-м и 4-м шлюзами на протяжении 7 км идет прямой участок канала. В вершине крутой излучины канала расположен 4-й шлюз. С него начинается так называемая Чепурниковская лестница: на протяжении 9 км мы поднимаемся по ступенькам шести шлюзов на высоту 50 м. Все это памятные места боевых действий Красной Армии против белогвардейцев в гражданскую войну. На башне 8-го шлюза укреплена мемориальная доска с надписью: "Здесь в 1918 году Донецко-Морозовская дивизия, сформированная из рабочих Донбасса, героически сражалась с белогвардейцами". 9-й шлюз, последний на Волжском склоне канала, получил соответствующее архитектурное оформление: высокие квадратные башни увенчаны восьмиколонными ротондами с бронзовой эмблемой на вершине. 


Начиная с 10-го шлюза мы спускаемся по Донскому склону. Возле этого шлюза установлены памятники героям гражданской войны А. Я. Пархоменко, Ф. А. Артему (Сергееву), Н. А. Рудневу. Вода Вереславского водохранилища, расположенного за 10-м шлюзом, используется для орошения прилегающих земель. Вблизи населенных пунктов мы видим башенки водозаборов. У 12-го шлюза, у поселка Мариновка с двух- и даже с четырехэтажными домами, канал Пересекают один за другим два моста - шоссейный и железнодорожный. В Карповское водохранилище, лежащее на 22 м ниже Береславского, мы попадаем через два шлюза - 11-й и 12-й. Длина Карповского водохранилища, самого большого в системе канала, равна 17 км, площадь - более 40 кв. км. От Цимлянского моря Карповское водохранилище отделено четырехкилометровой бетонной плотиной. 


На подходе к плотине мы видим пристань под названием Ильевка, окруженнуя густым зеленым парком, за которым укрылся тихий поселок Пятиморск, где живут водники и находится управление Донского района гидросооружений. Отсюда 7 км до г. Калач-на-Дону. Город Калач, расположенный на вершине высоченного холма, будет виден нам с борта теплохода. 


Проходим 13-й шлюз в плотине Карповского водохранилища - последнее сооружение Волго-Донского канала. (Сам канал еще тянется на 5 км дальше). При выходе на простор Цимлянского моря по обоим берегам канала установлены маяки. Теперь перед нами расстилается водная ширь. Цимлянское водохранилище площадью 2,7 тыс. кв. км заполнялось водой в 1952-1953 гг. Своей большей частью оно расположено в пределах Волгоградской области, меньшей - в Ростовской. Левый берег порой полностью скрывается из виду. По северному берегу этого залива тянется железная дорога, связывающая Волгоград с Донбассом. Она пересекает водохранилище по самому длинному в системе Волго-Дона железнодорожному мосту. 


Слева за устьем реки Есауловский Аксай, превращенным в залив-убежище для судов, стоит большая станица Пугачевская (раньше она называлась Зимовейская). Этой станице, которая была родиной обоих популярнейших вождей крестьянских войн на Руси - Степана Разина и Емельяна Пугачева, пришлось дважды сменить свое место. В 1774 г. по указу Екатерины II она была сровнена с землей в отместку за то, что породила Емельяна Пугачева. Впоследствии она вновь выросла по соседству со старым пепелищем. Вторично станица сменила свое местоположение в связи с заполнением Цимлянского водохранилища. В районе левобережных станиц Нагавская и Кривская Цимлянское водохранилище сужается, оба берега видны с борта теплохода. Между этими двумя станицами мы пересекаем границу Ростовской области. У впадения Цимлы берега Цимлянского моря вновь расходятся. Водохранилище достигает здесь своей максимальной ширины - более 38 км. 


Мы проходим город Цимлянск. Одной из основных достопримечательностей города является Цимлянская ГЭС. Кроме того, Цимлянск известен своими винами, особенно шампанским «Цимлянское игристое». Основан в 1672 г. донскими казаками как городок Усть-Цимла, названный по расположению в устье р. Цимла. До 1950 г. станица Цимлянская. На высоком берегу установлен 30-метровый обелиск в ознаменование завершения строительства Волго-Дона. Вблизи Цимлянского порта во время строительства канала вырос новый город - Волгодонск. В Волгодонске построены крупный химический комбинат, лесокомбинат, предприятия строительной индустрии. 


Путь к цимлянским шлюзам лежит через обширную акваторию, огражденную бетонным волноломом. Над входом в верхний шлюз простерлась 30-метровая арка с четырьмя литыми скульптурными группами. После короткого промежуточного канала мы проходим последний, 15-й шлюз Волго-Донского судоходного пути. 


Мы вошли в естественное русло Дона. Начинается самый живописный отрезок нашего ростовского рейса. Холмы по правому берегу все чаще одеты зелеными садами и виноградниками. Слева раскинулись бескрайние степи, известные высокими урожаями зерновых культур. За станицей Романовской, которая славится бахчами и огородами, вдоль левого берега Дона тянется обширная пойма. Начиная от станицы Николаевской и по правому берегу тоже ширится пойма. Она тянется с перерывами то по левому, то по правому берегу почти до самого Ростова. Вскоре за устьем речки Кагальник на взгорье правого берега увидим город Константиновск, известный в первую очередь своими предприятиями пищевкусовой промышленности. Во время стоянки теплохода в Константиновске туристам предлагают за дополнительную плату посетить винсовхоз «Ведерники» с дегустацией. 


Станица Раздорская, как и следующие за ней пункты - хутор Курхляковский, станица Мелиховская, - давние центры виноградарства и садоводства. За станицей Мелиховской Дон разветвляется на два рукава: вправо отходит Аксай, тянущийся почти до самого Ростова. 


По правому берегу в зелени садов возникают строения древней станицы Старочеркасской, которая ведет свою историю с 1570 г. С 1644 по 1805 г. она считалась городом, называлась Черкасск и была столицей Донского казачества. Черкасск был обнесен земляным валом с деревянными башнями, а со стороны Дона прикрыт каменной стеной. Однако в 1805 г. из-за частых затоплений столицу Войска Донского перенесли во вновь построенный город Новочеркасск, расположивший на более высоком противоположном берегу. Старая столица была разжалована и стала именоваться станицей Старочеркасской. Здесь часто останавливаются теплоходы, и туристам предоставляется возможность ознакомиться с главной архитектурной достопримечательностью Старочеркасска — первым на Дону каменным православным войсковым Воскресенским собором, строившимся с 1706 по 1719 год. По преданию, Петр I принял участие в строительстве — заложил несколько кирпичей в алтарную часть. В соборе сохранился уникальный иконостас со 125 иконами середины XVIII столетия, выполненный в технике резьбы по дереву. 
За станицей Старочеркасской, на правом берегу Дона, расположена живописная роща, носящая название Монастырское урочище. Несколько ниже, у слияния главного русла Дона с его правым рукавом Аксаем, раскинулся большой поселок Аксай, ныне преобразованный в город. Он стал теперь значительным центром разнообразной легкой промышленности, крупным портом на Волго-Донском водном пути. В старину здесь находилась почтовая станция, в которой проездом на Кавказ меняли лошадей А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. 


Вскоре теплоход причаливает в славном городе Ростове-на-Дону. Путешественников встречает длинная и ухоженная набережная, получившая имя русского флотоводца, адмирала Фёдора Ушакова. Здесь располагается множество памятников, фонтанов и кафе. Во время экскурсии по городу автобус делает остановку у Театра юного зрителя с памятником Карлу Марксу неподалёку, а также на Театральной площади, где Драматический театр им. Горького построен в виде трактора, а напротив него стоит стела в честь победы над фашистами. Вместо памятника Карлу Марксу некогда стоял монумент Екатерины II, которая подарила эти земли армянам. Был образован город Нахичевань, т.е., по сути, сейчас Ростов-на-Дону состоит из двух городов – самого Ростова и Нахичевани. Привлекает внимание своей архитектурой Ростовский музыкальный государственный театр, построенный из белого мрамора в виде рояля с откинутой крышкой, расположенный на Садовой улице. 


Для большинства круизов по данному направлению Ростов-на-Дону – самая крайняя точка путешествия. Но теплоходы "Анатолий Папанов" и "Солнечный город" (экс. "Юрий Никулин") совершают более дальние путешествия – в город Ейск (в 2006 и 2007 гг.) или Таганрог (2008 г.). 


Для тех, кто продолжает плавание дальше Ростова, за 7 км от впадения Дона в Таганрогский залив показывается  Азов – город, построенный еще греками. Предположительно, в конце Х века он подпал под власть Владимира I, отдавшего его вместе с Тмутараканью в удел сыну своему Мстиславу; а около 1067 года покорён половцами и получил нынешнее свое название – Азов. В городе сохранились остатки турецкой крепости: высокие земляные валы по левому берегу Дона (высота от 3 до 15 м, ширину у основания от 10 до 30 м) и крепостной ров. Из 11 ворот крепости сохранились Алексеевские ворота (1801-05) и фундаменты Троицких ворот, пороховой погреб (1799, ныне в нём размещена экспозиция краеведческого музея, в т.ч. диорама "Азовский поход Петра I в 1696", художник А. Чернышёв). Внутри крепости - лабиринт узких извилистых улочек, глиняные и саманные дома 19 в. За крепостными валами, в юго-западной части города, - Подазовское городище. 


Сопровождаемый небольшими островками земли, наш теплоход выходит в Таганрогский залив Азовского моря. Взору открываются безграничные водные дали, то и дело встречаются грузовые суда разных стран. 


В 67 км от Ростова-на-Дону на северо-восточном берегу Таганрогского залива Азовского моря расположен город-порт  Таганрог. Первое упоминание о Таганроге датируется 12 сентября 1698 года. Таганрог был основан как крепость и гавань для военных судов по приказу Петра I. Позже это место стало называться Троецком на Таганьем рогу, затем Троицком, и, наконец − Таганрогом. В городе много достопримечательностей, одни из них - историко-краеведческий музей, музей градостроительства и быта, литературный музей А. П. Чехова, музей «Домик А. П. Чехова». Таганрог – родина писателя Антона Павловича Чехова. 


В 2006 и 2007 годах было совершено несколько круизов в курортный город Ейск. Он расположен у основания Ейской косы, между Таганрогским заливом и Ейским лиманом Азовского моря. Название города происходит от реки Ея, впадающей в Ейский лиман. Днём основания города считается 19 августа 1848 года (31 августа 1848 года по новому стилю). К началу ХХ века Ейск превращается в крупный центр международной торговли и становится культурным центром Юга России. Во время Великой Отечественной войны Ейск постоянно подвергался бомбардировкам немецкой авиации. Оккупация города продолжалась с августа 1942 до начала февраля 1943 года. В это время немецкими нацистами производились массовые аресты и расстрелы ейчан. В период оккупации в городе находился и знаменитый русский борец И. М. Поддубный, в честь которого назван ныне городской парк культуры и отдыха. Из-за большого количества деревьев и кустарников Ейск можно считать одним из самых зелёных городов Кубани. В парке имени Ивана Поддубного собрана одна из наиболее полных коллекций аттракционов России. В 15 минутах ходьбы от парка Поддубного по Воронцовскому проспекту расположен второй по величине городской парк — имени Горького. Он примечателен своими памятниками и скульптурами, здесь расположены детская площадка и кафе, а также православный собор. Чуть дальше, за Городским дворцом культуры, находится Никольский парк (бывший парк Калинина). Это единственный в Ейске парк круглой формы. Приморский парк расположился у Таганрогской набережной. Наиболее благоустроенная его часть находится рядом с Казачьим куренем, у одного из спусков к морю. 


Итак, дальняя точка маршрута достигнута, и теплоход разворачивается, чтобы следовать обратно в Москву.

Метки к статье: Ростов-на-дону, москва, Речной круиз, круиз

Плюсануть
Поделиться
Класс

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

К новости пока нет комментариев, но Вы можете оставить свой!

Всего комментариев: 0
avatar