Пассажирский теплоход «Адмирал Кузнецов», начавший работу в этом году на столичном рынке, досрочно завершил навигацию. По озвученным перед началом сезона планам, судно должно было совершить более 30 рейсов, первый из которых должен был состоятся в конце апреля, а заключительный — 11 октября. Но по факту, выйдя в первый рейс в день открытия навигации 30 апреля, судно уже 21 июня, вернувшись из четвертого круиза, работу завершило.
Среди главных причин, из-за которых сорвалась навигация теплохода «Адмирал Кузнецов», специалисты называют следующие факторы. Во-первых, круизный бизнес для компании «Августина» совершенно новый, основная сфера ее деятельности — прогулочный банкетный флот. Несмотря на схожесть направлений внутренняя специфика в них совершенно разная, поэтому не знание тонкостей работы может плохо отразиться на результатах.
Второй причиной срыва работы теплохода стало то, что круизную программу на навигацию 2015 года компания опубликовала весной, перед началом сезона, хотя обычно компании начинают продажи еще с осени. А раскрутить за короткий весенний и летний сезон совершенно новое для рынка судно практически невозможно.
Кроме того, компания не смогла наладить изначально ситуацию с продажами своих круизов агентствами.
Глава компании «Августина» Ирина Браженюк еще в ноябре прошлого года, комментируя новость о приходе теплохода «Адмирал Кузнецов» в Москву, сообщила, что на круизном рынке компания не работала и стратегии продвижения у компании нет. На вопрос, как будут строиться продажи, она ответила, что «мы пока изучаем предложения агентств».
Поначалу круизы на «Адмирала Кузнецова» реализовывала компания «Турфлот», а в конце мая к реализации путевок приступили и другие компании. Но по словам их представителей ситуацию с загрузкой теплохода это уже спасти не могло. Количество проданных путевок в компаниях оценивали от единичных продаж до двух-трех десятков, что при общей пассажировместимости, которая составляет почти 200 человек, практически ничто.
Несмотря на то, что много опросов возникало по стоимости путевок специалисты это проблемой не считают. «Цены соответствовали московскому региону, да и в целом самому предлагаемому турпродукту. Демпинг был бы здесь невозможен: для владельца судна это означало бы убытки, а для отрасли в целом создавал бы нездоровые тенденции и подрыв доверия», считают представители компаний.
Исходя из сложившейся ситуации, продолжают специалисты, решение свернуть работу судна единственно правильное. «Пусть продумают стратегию продвижения, разработают программу и маршруты и заблаговременно начнут выстраивать систему продаж круизов», резюмируют эксперты.
Своя версия на ситуацию и у владельца судна. По словам Ирины Браженюк она не считает, что произошедшее является провалом. «Мы неплохо отработали, можно сказать даже хорошо, ничего катастрофического не случилось, а причина снятия с продаж круизов на теплоходе — общий спад продаж на рынке. В стране кризис, поэтому у всех компаний низкая загрузка, а не только у нас. В этой ситуации мы не считаем, что есть смысл работать в эту навигацию и плодить убытки», — заявила она.
Комментируя вопрос о позднем выходе на рынок и взаимоотношениях с агентствами она отметила, что это действительно имеет место быть, но опять же это не является критическим фактором.
«К следующей навигации мы будем готовится с осени. Выработаем маршруты, наладим контакты с агентствами, которые пока не слишком активно с нами сотрудничают, так как заинтересованы в продвижении своих судов», — пояснила Браженюк.
Что же до теплохода, то судно поставлено на прикол до следующей весны. Комментируя ситуацию о том, что будет с экипажем «Кузнецова» дальше, она сообщила, что на борту останется необходимое количество людей, для присмотра и поддержания порядка на судне, а все остальные сотрудники уволились, а часть из них перешла на другие суда.
Но относительно отношений судовладельца и экипажа у представителей последних иное мнение. Как заявил один из членов экипажа, пожелавший остаться анонимным, владельцы судна не рассчитались в полной мере с экипажем за май и июнь, выплатив деньги лишь за апрель.
«Мы приехали на теплоход в апреле месяце, после чего силами команды мы подготовили теплоход к отправлению в рейс 30 апреля. Загрузка составила 130 человек, все было хорошо работа наша всем понравилась, отзывы были нормальные. Но после второго рейса, прошедшего 9 мая, начались перестои. Зарплату за апрель нам выплатили вовремя и в полном объёме, как и обещали. Но в июне нам сообщили, что из-за простоя судна в мае с выплатой зарплаты придется подождать. В итоге экипаж понемногу стал сам расходиться, а позже сократили еще часть людей. После рейса на июньские праздники нам сказали, что судно еще раз выйдет в рейс, после чего встанет. Положенных выплат за май и июнь многие так и не получили, кто получил 50%, а кто-то 25%. Обещали еще и оплату билетов до дома, но и этого не было».
На вопрос, каким образом работники собираются решать вопрос с судовладельцем по поводу не выплаченных денег и будет ли добиваться этого законными методами путем обращения в инспекцию труда или суд, представитель экипажа ответил отрицательно.
«Мы все иногородние, поэтому никуда обращаться не будем. Надеемся на честность владельца судна, ну а если не заплатят, то пусть это останется на их совести».
В свою очередь Ирина Браженюк, комментируя ситуацию с зарплатами экипажа, заявила, что никаких конфликтов нет, все деньги выплачены в полном объеме и в срок.
«Мне такие факты не знакомы, мы рассчитались со всеми, ни у кого к нам претензий нет. Сложно комментировать анонимный отзыв, это не предметный разговор. Если у человека есть претензии, то мы их можем рассмотреть в установленном порядке. А так это больше похоже на клевету. Может быть и со стороны конкурентов по рынку, которым не нравится наша работа и они хотят нас устранить», — добавила она.