В Астраханской области вновь заговорили про организацию перевозок по Каспийскому морю. Но сейчас про организацию регулярных туристических круизов по Каспию речь уже не идет. Стоит напомнить, что в январе этого года по результатам встречи губернатора Астраханской области Александра Жилкина с консулом Туркменистана в РФ появилось сообщение, что уже с апреля россиянам предложат круизы по Каспию в Туркменистан. Для этого планировалось задействовать новый туркменский паром Berkarar («Беркарар»), который в начале января совершил первый рейс по линии из Туркменистана в Россию (порт Туркменбаши — порт Оля).
Предложение прозвучало как никогда вовремя: за месяц до этого, в ноябре 2014 года, была поставлена точка в многолетней, и казалось бесконечной, истории с запуском круизов по Каспию на теплоходе «Мария Ермолова». В 2005 году теплоход перегнали с Черного моря на Каспий и начиная с этого момента ежегодно объявлялось о том, что вот-вот и судно начнет работу на новой круизной линии, связывающей прикаспийские государства. Точка была поставлена окончательная: за 10 лет судно совершило один презентационный рейс, после чего в круизы больше не выходило, проржавело, было разграблено и заброшено. В итоге его продали с аукциона.
Надежды на то, что круизы на пароме действительно состоятся у специалистов изначально не было никакой. Среди главных причин называлось неопределенность с запуском проекта: ни точной даты, ни расписания представлено не было. Также отмечалось, что Туркменистан страна для туризма мало подходящая, со многими ограничениями: получить визу страны очень сложно всем, включая россиян, а кроме того там есть проблемы со свободным перемещения иностранных туристов. Соответственно, одно из главных преимуществ новой линии — круиз на пароме с автомобилем — терял смысл. А использовать паром только для поездки на туркменский курорт Аваза и вовсе было бессмысленным: из-за стоимости билетов и виз отдых в Турции по «горящему туру» с перелетом обходился дешевле, чем поездка из Астрахани в Туркменбаши.
Несложно догадаться, что весной ни о какой линии по Каспию речи уже не шло, а сейчас на сайте порта Оля, откуда должен был стартовать паром, нет информации не только о круизах, но и даже нет расписания движения самого парома и не понятно работает судно или нет.
На фоне этого в середине июня появилось сообщение о том, что Астраханская область и Росморпорт договорились о совместном развитии пассажирских перевозок на Каспии. Росморпорт со своей стороны сообщил о готовности поставить в Астрахань два катамарана «Сочи-1» и «Сочи-2», которые предполагается использовать для доставки нефтяников на месторождения в Каспийском море.
Правда и тут не обошлось без традиционных слов об организации круизного сообщения по Каспию, но, правда, сразу с оговоркой, что такое будет возможно лишь при условии создания всей необходимой инфраструктуры, которую, напомним, за 10 лет так и не смогли создать.
Что представляют из себя катамараны «Сочи-1» и «Сочи-2» и откуда их заберут, чтобы поставить работать на Каспий? Это два скоростных пассажирских судна, сингапурской постройки 1996 года. Катамараны могут принять на борт до 300 пассажиров каждый. С мая 2014 года оба судна работали на перевозке пассажиров из Сочи в Крым: одно судно ходило по маршруту порт Кавказ — порт Керчь, а другое совершало рейсы из Анапы в Керчь. Но в связи с низким пассажиропотоком обе линии через месяц с небольшим были закрыты, а суда поставлены на Анапа — Феодосия — Ялта, где отработали до сентября, после чего руководство Росморпорта приняло решение закрыть и эту линию из-за низкого спроса.
Какие перспективы у катамаранов на Каспии пока сложно сказать, но можно напомнить, что там работают в качестве плавучих общежитий для работников нефтедобывающих платформ два круизных пассажирских теплохода: «Глеб Кржижановский» (с 2010 года) и «Т. Г. Шевченко» (с 2011 года). Также ранее там работали в том же качестве такие круизные суда как «Юрий Андропов» и «Княжна Анастасия»: оба судна в настоящее время находятся на Волге и не эксплуатируются.
Источник: Cruiseinform.ru
Фото взято с сайта riverfleet.ru