count 88x31px
Главная » Статьи » Помощник речному туристу » Система шлюзов

Информация к статье

Канал имени Москвы

Волжский склон

Здесь начинается лестница шлюзов. Поверхность воды выше шлюза называется верхним бьефом, ниже - нижним бьефом. Пространство между воротами - камерой шлюза. Теплоход заходит в открытые ворота верхнего или нижнего бьефа и швартуется к плавучим рымам, встроенным в стенку шлюза и по принципу поплавка свободно перемещающимся по направляющим вверх или вниз при подъеме или спуске воды. Такие рымы появились при реконструкции шлюзов в 1960-х годах, до этого пароходы и теплоходы привязывали стальными тросами за нос и корму к швартовым тумбам, расположенным наверху стенок шлюза.

После швартовки всех теплоходов ворота шлюза закрываются, и вода самотеком по принципу сообщающихся сосудов начинает поступать или убывать из шлюза. Когда уровни воды в камере и верхнем или нижнем бьефе сравняются, открываются соответствующие ворота, теплоходы отшвартовываются от рымов и выходят из шлюза.

Все шлюзовые камеры на канале однотипные, однокамерные, и имеют стандартные для всех, а так же для шлюзов угличского, рыбинского, городецкого гидроузлов размеры: ширина - 30 метров, полезная длина - 290 метров (общая длина камеры около 340 метров), что позволяет шлюзоваться одновременно 2-3 крупным судам. Спуск воды из шлюза происходит незаметно для находящихся в нем. Заполнение водой шлюза для подъема кораблей более интересно: вода бурлит, пенится и старается просочиться через малейшие щели в воротах. В отличие от Угличского и Рыбинских шлюзов заполнение или опорожнение шлюзов Канала имени Москвы происходит через отверстия у верхних или нижних ворот. Расчетное время заполнения или спуска воды из шлюза - 13 минут. В Угличском и Рыбинских шлюзах вода при заполнении шлюза, пройдя по подземной галерее, поступает по всей площади дна шлюзовой камеры через 16 отверстий, при этом поверхность воды остается более спокойной, и можно быстрее, за 8-10 минут, наполнить шлюз.

Нижние ворота шлюзов двухстворчатые, верхние - одностворчатые откидные, которые при опускании плашмя ложатся в специальные ниши на дне камеры шлюза у верхнего бьефа.

Рядом со шлюзами №2, №3, №4, №5 и №6 расположены насосные станции, перекачивающие воду из Московского моря вверх к системе водохранилищ. К насосным станциям ведут подводящие каналы, отгороженные на нижних бьефах от судоходной трассы бетонными галереями, чтобы корабли не подсасывались к станциям во время их работы. Работой всех насосных станций управляет диспетчер с одного автоматического пульта.

 

от шлюза №6 до шлюза №5

Суда в шлюзе №6 опускаются к Волге на 2 метра.

Оформление шлюза сделано по проекту архитектора Г.Г.Вегмана. На башнях верхних ворот установлены 4 скульптуры, по две на каждой башне, скульпторов Р.Р.Иодко, Д.П. Шварца и А.И.Тенита, а так же мемориальные доски, на которых указаны даты постройки шлюза и работы, выполненные при его сооружении. При постройке шлюза скульптур было 8, по 4 на каждой башне.

Шлюз №6 запоминается этими отдельно стоящими скульптурами (дальше будет шлюз №2, но там установлены скульптурные группы) и пешеходным мостиком у нижних ворот шлюза, откуда любопытные наблюдают за процессом шлюзования.

У шлюза №6 расположен поселок Икша, одноименная железнодорожная станция и насосная станция "Икша-1".

Расстояние от шлюза №6 до шлюза №5 составляет 2,5 км.

 

от шлюза №5 до шлюза №4

Суда в шлюзе №5 опускаются к Волге на 6 метров.

Оформление шлюза сделано по проекту архитектора Д.Б.Савицкого. Отличие этого шлюза от других в том, что его башни имеют округлые формы. И хотя нижние башни имеют прямые углы, но на их крыше установлены круглые ротонды. В таком же стиле решено здание насосной станции "Икша-2". Это самый красивый архитектурный комплекс на канале, если смотреть на него с верхнего бьефа. На стрелке между шлюзом и насосной станцией установлена скульптура девушки, держащей в вытянутых руках яхту. Это работа скульптора Ю.Куна, копия которой установлена в парке у Северного речного вокзала в Москве.

Расстояние от шлюза №5 до шлюза №4 составляет 7,5 км. На подходе к шлюзу №4 по левому борту теплохода на пригорке в поселке городского типа Деденево в 2007 году построена часовня Новомученников Российских.

 

от шлюза №4 до шлюза №3

Суда в шлюзе №4 опускаются к Волге на 10 метров.

Шлюз №4, построенный архитектором А.Л.Пастернаком, расположен у железнодорожной станции "Турист" савёловского направления. Это самый незапоминающийся шлюз на канале. Некоторые путеводители и экскурсоводы дошли до того, что стали сравнивать башни шлюзов с устоями триумфальных арок и тому подобное. Не следует этому верить, шлюз действительно самый обычный. Единственной достопримечательностью окрестностей является вид на железнодорожный мост, пересекающий канал недалеко от нижнего бьефа шлюза. Этот мост, а также башни управления воротами шлюза, пришлось взорвать во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года, когда немцы подошли вплотную к каналу. В мае 1942 года движение по каналу было восстановлено.

Насосная станция шлюза №4 называется "Комсомольская" по пристани, находившейся в километре выше шлюза.

  • Музей канала имени Москвы.

Адрес: Музей расположен рядом со шлюзом в здании Яхромского района гидротехнических сооружений.

Проезд: С Савёловского вокзала Москвы до станции "Турист", далее пешком.

Телефон: +7(495)626-99-92 - справочная канала.

Часы работы: посещение возможно только по предварительной договоренности, так как экскурсовод приезжает из Москвы.

Расстояние от шлюза №4 до шлюза №3 составляет 4 км. Сразу за шлюзом №4 - небольшое Яхромское водохранилище в долине реки Яхромы, впадающей в этом месте в канал. Здесь устроена небольшая плотина с водосбросом. За следующим железнодорожным мостом Яхрома, смешавшись с водами канала, выйдет из него и потечет дальше параллельно каналу, но в другую сторону - воды канала перекачиваются из Волги к Москве-реке, а Яхрома впадет в Сестру, которая впадет в Дубну, а Дубна впадет в Волгу ниже шлюза №1.

Далее через канал перекинут железнодорожный мост, который, как сказано выше, был взорван во время войны, а затем восстановлен. В этом месте поезда савёловского направления переходят на противоположный берег канала, и, начиная отсюда, всё время будут следовать по нему. По левому борту, под мостом, видно Дмитровское шоссе, вплотную подходящее к каналу.

 

от шлюза №3 до шлюза №2

Суда в шлюзе №3 опускаются к Волге на 8 метров.

Шлюз №3, оформленный по проекту архитектора В.Я.Мовчана, расположен в Яхроме. Это - самый запоминающийся на канале, его "визитная карточка". На обеих башнях нижних ворот шлюза установлены макеты каравелл "Санта-Мария", на которых, Христофор Колумб пересек Атлантический океан и европейцы открыли для себя Америку. Последние кубометры бетона в камеру шлюза №3 были уложены 15 октября 1935 года. Во время Великой Отечественной войны осенью 1941 года немецкие войска подошли вплотную к Каналу имени Москвы и захватили Яхрому. По каналу прошла линия фронта. 28 ноября 1941 года башни управления механизмами ворот шлюза №3 пришлось взорвать. Это сделал инженер-строитель, будущий профессор, член-корреспондент Академии военных наук В.К.Шамшуров. Кроме того, по преданиям, речники включили на насосные станции, и мощным напором воды взломали лед на канале, сделав его непроходимым для немцев. После отступления немцев, к 1942 году все было восстановлено.

Насосная станция шлюза №3 называется "Яхрома".

Расстояние от шлюза №3 до шлюза №2 составляет 43 км. Это - так называемый "Длинный бьеф". На нем имеются несколько уширений для стоянки судов и одни заградительные ворота с донным сбросом, позволяющие осушать канал по частям. Раньше на этом участке работало пять паромных переправ.

Недалеко от шлюза №3 через канал перекинут Яхромский автомобильный мост, который, тоже был взорван во время Великой Отечественной войны.

Далее по правому борту теплохода на высоком берегу канала в районе поселка Перемилова находится памятник советскому солдату, установленный в 1970 году в честь 25-летия Победы над Германией.

Затем теплоход проплывает город Дмитров. Автомобильный мост Рогачевского шоссе в Дмитрове пришлось взорвать во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года, когда немцы подошли вплотную к каналу. Вскоре он был восстановлен.

Миновав Дмитров, у поселка Татищево, через канал перекинут новый автомобильный мост на шоссе, ведущем в Дубну.

После Дмитрова канал огражден дамбами и проходит выше окружающей местности - эта местность называется Татищевские болота.

 

от шлюза №2 до Московского моря и шлюза №1

Суда в шлюзе №2 опускаются к Волге на 10 метров.

Шлюз №2, расположенный в поселке Темпы, оформлен по проекту архитектора В.М.Лисицына. На башнях управления нижними воротами установлены скульптурные группы строителей канала, выполненные скульпторами Ю.П.Поммером и А.А.Стемпковским.

Спустившись из шлюза №2 судам предстоит пройти до шлюза №1 16,5 км. Этот участок находится на уровне Московского моря. На пути будут две тросовые переправы через канал, а между ними самое интересное сооружение этого участка: протекая по огромной трубе ниже канала, его пересекает река Сестра, впадающая недалеко отсюда в реку Дубну, которая впадает в Волгу уже за шлюзом №1 сразу после города Дубны. Параллельно каналу идет автомобильное шоссе, а рядом через Сестру перекинут мост железнодорожной линии савеловского направления в Дубну. В этом месте на дне канала имеются отверстия, открыв которые можно сбросить воду в реку Сестру. Отсюда до шлюза №1 около 4-х километров.

Перед паромной переправой №1 находятся заградительные ворота.

Недалеко от переправы №1 через канал начинается Московское море, названное так по меткому выражению известного политика, сподвижника Сталина, тогдашнего министра путей сообщения Лазаря Моисеевича Кагановича (1893-1991 годы), полгода не дожившего до распада СССР в декабре 1991 года. Налево - путь в Конаково и Тверь. Направо - Иваньковский гидроузел со шлюзом №1, оформленным по проекту архитектора Ивана Корнелиевича Белдовского. Этот архитектор проектировал также первые из завершенных строительством, но последние по нумерации из относящихся к Каналу имени Москвы, Перервинские шлюзы №10 и №11, расположенные на Москве-реке.

Опуская суда на 6 м в Угличское водохранилище, шлюз открывает им путь к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Азовскому и Черному морям. Отсюда до Угличского шлюза 145 км.

Одной из достопримечательностей канала и Дубны является Иваньковский гидроузел с маяком и самым большим в мире памятником Ленину, отличительной особенностью которого является то, что вождь мирового пролетариата правой рукой, спрятанной под плащом, чешет попу. Кроме того, со времен начала Великой Отечественной войны на плотине сохранились пулеметные колпаки, один из которых в 1975 году был оформлен как памятник.

Памятник Ленину высотой 15 метров, а с постаментом - 26 метров, по проекту народного художника СССР Сергея Дмитриевича Меркурова (1881-1952 годы) был установлен в 1937 году у входа в шлюз №1 Канала имени Москвы. Напротив был установлен таких же размеров памятник Сталину. В 1962 году памятник Сталину взорвали. Сейчас осталась только площадка, где он стоял. До сих пор это место вакантно. Власти Дубны планируют создать здесь некий музей. Возможно, наилучшим вариантом было бы оставить все как есть, а высшим руководителям России приезжать сюда до вступления в должность, дабы осознать ответственность, которую они берут на себя, и последствия за свои неправильные решения.

Такой же памятник Ленину этого же скульптора, только меньшего размера, был установлен в середине 1930-х годов в Зале заседаний Большого Кремлевского дворца в Москве. Такие же памятники в разное время были установлены во многих городах Советского Союза, например, на выпускавшей мопеды фабрике "Саркана Звайгзне" в Риге (Латвия). До наших дней сохранились уменьшенные копии памятника Ленину на Успенской площади в Угличе (Ярославская область) и на бумажной фабрике в посёлке Полотняный Завод в Калужской области России, но там правая рука всего-лишь поддерживает сзади плащ.

Гидроузел был пущен в эксплуатацию весной 1937 года, первые суда через шлюз №1 прошли 2 мая 1937 года. В составе гидроузла - земляная плотина длиной 350 м и высотой от дна 22 м, бетонная водосливная плотина длиной 216 м и высотой от дна 29 м, гидроэлектростанция, земляная дамба длиной 8 км и судоходный однокамерный шлюз. Под шлюзом проложен автомобильный туннель, по плотинам - шоссе, связывающие районы Дубны на разных берегах Волги, а по дамбе проходит бетонная и, далее, грунтовая тупиковая дорога.

 

Московский склон

Воды Химкинского водохранилища на юге удерживает земляная плотина длиной 1,6 км и высотой около 35 метров в долине реки Химки в московском районе Покровское-Стрешнево.

Следуя от Северного речного вокзала, на правом берегу водохранилища недалеко от плотины отходит канал, который через пару сотен метров разделяется на две нити. Направо уходит первая нить - Сходненский деривационный канал (от латинского "derivatio" - отведение), подводящий воду к Сходненской гидроэлектростанции. Через канал перекинуто четыре моста: два пешеходных, один из которых в самом начале канала на перемычке, отделяющей деривационный канал от судоходного, и два автомобильных - Восточный автомобильно-трамвайный и Западный автомобильный. Западный мост - тупиковый, за съездом на берег стоит бетонный забор. Гидроэлектростанция была построена в 1939 году. Верхние сооружения этой станции находятся у Западного моста рядом с пересечением улиц Лодочной и Сходненской. Гидроэлектростанция необычна. Вода от расположенного наверху здания водонапорного узла к зданию гидроэлектростанции, расположенному внизу, поступает с высоты около 30 метров по двум огромным трубам диаметром 4,5 метра и длиной почти 185 метров, проложенным по склону. До 2005-2007 годов трубы были деревянными, после реконструкции - заменены на металлические. Далее вода поступает в реку Сходню, которая впадает в Москву-реку выше шлюза №8. Кроме того, для спуска лишней воды из Сходненского деривационного канала рядом со зданием водонапорного узла на верхнем бьефе имеется небольшая насосная станция от которой вниз по склону идет третья труба.

Прямо - вторая нить, судоходный канал со шлюзами №7 и №8, по которому суда опускаются в Москву-реку. Здесь была решена интересная задача. На коротком участке необходимо было опустить канал до такого уровня, чтобы под ним могло пройти автомобильное шоссе, а далее над ним - железная дорога, пути которой не должны делать большой перепад высот.

Чтобы попасть в центр города, корабли должны пройти через шлюз №9, расположенный уже на самой Москве-реке.

 

от шлюза №7 до шлюза №8

Шлюзы №7 и №8 - двухкамерные. Верхние ворота шлюзов - одностворчатые откидные, а средние и нижние - двухстворчатые. Оформление башен шлюзов выполнено архитектором Владимиром Федоровичем Кринским, соавтором проекта Северного речного вокзала Москвы. Башни почти одинаковые, на крыше каждой из них установлены декоративные якоря. Основное архитектурное отличие в том, что перед нижними и средними воротами шлюза №8 установлены скульптуры.

Двухкамерный шлюз №7, опускающий суда на 8 метров, начинается у выхода канала из Химкинского водохранилища. Сразу за шлюзом, недалеко от пересечения улиц Большая Набережная и Долгова, над его нижним бьефом в 1975 году перекинули пешеходный мост, с которого можно наблюдать процесс шлюзования.

Чуть ниже моста на правом берегу канала среди современной застройки выделяется дом 11 по улице Большая Набережная. Это "Дом Наркомвода" (Народного Комиссариата Водных Путей) - своеобразный "Дом на набережной" №2. Традиционно "Домом на набережной" называют жилой дом, построенный в 1930-е годы для высших руководителей СССР напротив московского Кремля. А этот дом был построен в конце 1930-х годов для руководства канала "Москва-Волга", недалеко от Управления канала, находящегося у верхних ворот шлюза №8 на улице Водников, 1. Вероятно, архитектором дома является Владимир Федорович Кринский, соавтор проекта Северного речного вокзала и автор оформления расположенных рядом шлюзов №7 и №8. В те годы это было самое высокое строение в округе. Дом имел свою артезианскую скважину, а в подвале - котельную и бомбоубежище. Дом построен в виде буквы "С", и, по легенде, являлся первым в череде домов, которые планировалось построить вдоль канала, что бы сверху, при подлете к тогдашнему единственному московскому аэропорту "Тушино", пассажиры видели бы слово "СТАЛИН". В настоящее время в доме, кроме жилых квартир, расположено одно из подразделений Управления каналом - Тушинский район гидротехнических сооружений.

Расстояние до следующего двухкамерного шлюза, опускающего суда в Москву-реку с высоты около 22 метров, составляет 1 км. Здесь под каналом в трубе протекает река Химка. Перед самым шлюзом №8 под каналом проложены туннели Волоколамского шоссе. Первый туннель, по которому, кроме автомобилей, ходят трамваи, был построен одновременно со строительством канала еще до его заполнения. Второй туннель был построен в 1972 году при расширении Волоколамского шоссе. Другие два туннеля, по которым автомобили едут из центра Москвы, а так же эстакады транспортной развязки, были построены в начале 2000-х годов при очередной реконструкции шоссе.

Справа в низине у верхних ворот шлюза №8 на улице Водников, 1, расположено Управление Канала имени Москвы.

Конец Врачебного проезда у дома 13 упирается в средние ворота шлюза №8.

Над нижней камерой шлюза №8 перекинут железнодорожный мост рижского направления, построенный в 1935-1936 годах по проекту инженера Александра Семеновича Бачелиса. Движение по мосту было открыто в начале августа 1936 года. На левом берегу канала у моста со времен Великой Отечественной войны сохранился небольшой пулеметный колпак. Здесь осенью 1941 года был один из рубежей обороны Москвы, к которому немцы прорваться не смогли.

Нижний бьеф шлюза №8 расположен на уровне Москвы-реки в районе Щукино перед мостом в Строгино. Чуть выше по течению в Москву-реку впадает река Химка. Фактически канал здесь и заканчивается, так как основные функции он выполнил: вода из Волги была доставлена в водохранилища, Москву-реку и Яузу, суда опустились в Москву-реку.

Но, что бы попасть в центр Москвы судам предстоит спуститься через шлюз №9.

 

от шлюза №8 до шлюза №9

Расстояние между шлюзами составляет около 4 км. Фактически этот участок относится к Москворецкой шлюзованной системе.

При выходе из шлюза №8 Канал имени Москвы впадает в Москву-реку, воды которой уже смешаны с волжскими водами, попавшими сюда из реки Сходни, соединившейся с Москвой-рекой выше по течению. В Сходню волжские воды поступили, как описано выше, из Сходненской гидроэлектростанции. Сразу после впадения канала в Москву-реку через неё перекинут автомобильно-трамвайный Строгинский мост, открытый 5-6 ноября 1981 года.

Далее суда идут по руслу Москвы-реки до его раздвоения. Налево уходит большая петля вокруг Серебряного Бора, а прямо начинается искусственный канал Хорошевского спрямления длиной около 2 км, сделавшего из Серебряного Бора остров. В начале спрямления установлены заградительные ворота №116, построенные в 1936 году. Перед наступлением зимы ворота перекрывают Хорошевское спрямление, направляя воды Москвы-реки по естественному руслу. Этим достигается его промывка, а так же исключается возможность размытия берегов спрямления весенними паводковыми водами. До 1950 года ворота были наплавными, затем заменены на более надежные поворотные треугольные фермы Томаса, которые в открытом положении лежат на дне канала. В 2004 году эти фермы были заменены на новые. Ворота расположены в самом конце улицы Паршина, недалеко от перекрестка с набережной Новикова-Прибоя. После заградительных ворот на правом берегу возвышаются заброшенные колоннады монументальной пристани "Серебряный Бор".

На выходе из Хорошевского спрямления над ним перекинут автомобильный мост, построенный в 1937 году по проекту инженера А.А.Белоголового. На стороне пролета, обращенной к центру города, висит табличка "19МВС37", где "1937" - год строительства моста, а "МВС" означает "Москва-Волгострой". За мостом спрямление сливается с прежним рукавом Москвы-реки. В этом месте наискось к руслу реки перекинут вантовый автомобильный мост Новорижского шоссе, открытый 27 декабря 2007 года. Он назвается "Живописный" по названию ближайшей улицы. Под 105-метровой аркой моста подвешен ресторан в виде "летающей тарелки". Там же находится и смотровая площадка.

За мостом с Хорошевским спрямлением соединяется русло Москвы-реки. Через пару километров Москва-река вновь раздваивается. В её русле расположена Карамышевская плотина с гидроэлектростанцией. Длина плотины - 116 метров, высота - около 19 метров. Налево уходит канал Карамышевского спрямления с однокамерным шлюзом №9.

Карамышевский гидроузел был построен для того, что бы поднять уровень Москва-реки в верхнем течении и обеспечить меньший перепад высот между Химкинским водохранилищем и Москвой-рекой. Карамышевский гидроузел, так же как и Северный речной вокзал, проектировал Алексей Михайлович Рухлядев. Строительство гидроузла было закончено 26 марта 1937 года, когда была взорвана перемычка канала и шлюз №9 наполнился водой. Рядом с гидроузлом на пригорке был построен семиэтажный жилой дом (ныне - дом 9, корпус 3 по улице Народного Ополчения) - самое высокое сооружение в округе. Этот дом интересен тем, что имеет два совершенно разных фасада, один парадный, серого цвета, обращенный к Москве-реке, другой, обращенный во двор, - красного цвета со множеством ничем не декорированных окон.

Шлюз №9 опускает суда примерно на 6 метров. На башнях ворот и на мосту, так же как и на шлюзах №7 и №8, установлены декоративные якоря. Верхние ворота шлюза - одностворчатые откидные, средние и нижние - двухстворчатые. Особенностью этого шлюза является наличие средних ворот. Они делят шлюз на две части, меньшая из которых имеет в длину около одной трети общей длины шлюза. Это позволяет не заполнять шлюз полностью при проходе небольших судов. Над шлюзом перекинут мост в Нижние Мневники, ставшие после строительства Карамышевского спрямления островом. Мост построен по проекту инженера Е.С.Уланова одновременно со шлюзом в 1935-1937 годах. В 1984 году с постройкой Крылатского моста через рукав Москвы-реки, выходящий от Карамышевской плотины, дорога, идущая через Нижние Мневники, была продлена в Крылатское.

Далее, водный путь продолжается по Москве-реке.

 

Метки к статье: канал имени Москвы, шлюзы

Плюсануть
Поделиться
Класс

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Всего комментариев: 3

Добавил: Varuz
0

+7(905)770-94-38 не является телефон этого музея!! просьба убрать этот телефон!!!
Дата публикации: 18 Ноя 2016 в 20:56 Спам[Материал]

Добавил: Margaus
0

Спасибо за информацию!
Номер телефона убран из текста материала.
Дата публикации: 18 Ноя 2016 в 21:46 [Материал]

Добавил: Varuz
0

Спасибо=) А то устал говорить,что это квартира=)
Дата публикации: 21 Ноя 2016 в 19:01 Спам[Материал]
IBE_URL$)?>
avatar Профиль Выйти
  • Публиковать в социальной сети Анонимно Подписаться на комментарии к материалу
avatar