«Повесть временных лет» (1015 г.) впервые упоминает насад, который первоначально конструктивно мало отличался от набойной ладьи и имел «насадные» к однодеревному днищу борта. Именно таким, с высоко поднятым носом и кормой, в виде глубокой лодки, насад изображен в Сильвсстровском сборнике XIV в. Доски бортовой обшивки в пазах соединялись «вгладь» так, что их кромки плотно примыкали друг к другу, создавая гладкую поверхность бортов. В 1409 г. насадами называли суда, на которых по Волге и Каме ходили новгородцы войной на булгар.
В XVII в. коломенки совершали весьма протяженные рейсы по рекам Волжско-Камского бассейна. Так, в 1638 г. отправлен был из Москвы в Елабугу, в сопровождении письменных голов и подьячих, казенный караван из шести палубных коломенок. От Москвы до Казани караван шел сплавом, в Казани же, в связи с предстоящим подъемом его против течения Камы, коломенки оснастили мачтами, приспособлениями для бечевой тяги, которые в то время называли «шоглы и бечева».